ПРАВО.ru
Репортаж
26 сентября 2012, 20:17

Мосгорсуд оставил Алексея Козлова под дамокловым мечом прокурорских представлений

Мосгорсуд оставил Алексея Козлова под дамокловым мечом прокурорских представлений
Шаплова Евгения | «Право.Ru»

Мосгорсуд оставил без удовлетворения кассационную жалобу защиты и протест обвинения на постановление Татьяны Васюченко, которая задним числом "поправила" приговор предпринимателю. В момент освобождения по решению ВС РФ он находился в колонии-поселении, однако судья отправила его в зону общего режима, и только спустя три месяца решила "исправить ошибку".

Алексей Козлов, признанный виновным в хищении 33,4% акций ОАО "Искож" у виргинского оффшора "Вендорт Трэйдс" и осужденный за мошенничество (ч.4 ст.159 УК РФ) вкупе с покушением на легализацию денежных средстви (ст.30, ст. 174.1 УК РФ), приобрел широкую известность после того, как первый 5-летний приговор был отменен Верховным Судом РФ. К этому моменту Козлов отбывал наказание в колонии-поселении, но судья Татьяна Васюченко, рассматривавшая дело после возврата его в Пресненский райсуд, по какой-то причине не учла неправомерность ухудшения положения подсудимого и, 15 марта 2012 повторно лишая Козлова свободы, назначила ему 5 лет колонии общего режима.

Адвокат Козлова Юрий Костанов и его супруга Ольга Романова, подавая кассационные жалобы на приговор, указывали, среди прочего, и на эту ошибку суда, однако 7 июня Мосгорсуд утвердил его без изменений. Но после подачи надзорной жалобы защиты произошло весьма необычное событие: 16 июля судья Васюченко заменила место отбывания наказания на колонию–поселение без уведомления сторон о проведении судебного заседания. Козлову и его адвокату об этом, например, стало известно из официального письма из суда только 6 августа.

Эта "поправка" и стала предметом слушаний сегодня в Мосгорсуде. Поддерживая кассационную жалобу, поданную по этому поводу, адвокат Костанов сослался на норму п.15 ст.397 УПК, предполагающую разъяснение сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговора, но не наделяющий суд "правом изменять приговор". "Мы привыкли, что суд первой инстанции сражается за стабильность приговора, но чтобы судья сам изменял свой приговор – это что-то новое. Изменение приговора – это не вопрос суда первой инстанции", — подчеркнул адвокат, отметив, что это дело – "редкий случай, когда основные доводы защиты и обвинения совпадают".  

- Вы выступаете за отмену постановления, которое улучшило условия содержания вашего подзащитного? – спросила его одна из судей.

- Его положение это постановление никак не улучшило, потому что оно незаконно, — парировал адвокат, пояснив, что теперь Козлов постоянно "находится под дамокловым мечом прокурорских представлений". Уже после заседания Костанов пояснил, что из-за этого постановления Козлов фактически был лишен возможности получить условно-досрочное освобождение, ведь теперь его переведут в другое учреждение уголовно-исполнительной системы.

В свою очередь прокурор Потапов также сослался на "неправильное применение закона". "Первый приговор [2009 года] был отменен полностью, а приговор от 15 марта вступил в законную силу", — подчеркнул он, также выступив за отмену постановления суда от 16 июля.

Однако Коллегия Мосгорсуда по уголовным делам в составе Марии Довженко, Ирины Колесниковой и Светланы Андреевой, посовещавшись около 10 минут (в общей сложности заседание продолжалось не более 20 минут) решила оставить постановление Пресненского суда без изменения.