Репортаж
8 октября 2012, 22:56

Клиенту МТС выставили счет за неудачный поиск сети

Клиенту МТС выставили счет за неудачный поиск сети
Фото Право.Ru

Анна Филиппова хотела, чтобы МТС не только аннулировала ей счет на 4160 руб., но и выплатила 50 000 руб. компенсации за моральный ущерб, но не добилась ни того, ни другого. 8 октября Таганский суд Москвы отказал ей в иске, посчитав, что она должна оператору за то, что воспользовалась интернетом в сети его конкурента — предотвратить свою оплошность она могла сама. Впрочем, в профильном комитете Госдумы "Право.ру" сказали, что закон еще может измениться в пользу абонентов, попавших в подобные ситуации.

Клиентка МТС Филиппова пользовалась тарифом "СуперБИТ", который предлагает безлимитный мобильный доступ в интернет по всей России. В конце июня этого года, возвращаясь из поездки в Тольятти через Пензенскую область, она на шесть минут зашла в интернет через телефон, а по возвращении в Москву получила от МТС счет на 4160 руб. за пользование роумингом местного оператора Smarts. Филиппова утверждает, что не получала никакого уведомления о подключении к другому оператору. Мало того, по ее словам, с ней соглашались в МТС, куда она обращалась четыре раза — объясняли, что произошло "некорректное списание средств" и компания решает эту проблему. Однако 28 июня ей пришло электронное письмо, в котором ей сообщили, что она должны была вручную настроить телефон на поиск именно сети МТС, а раз она этого не сделала, средства были списаны правильно.

Заседание по иску к одному из операторов "большой тройки", запланированное на 10 утра, началось только в 12.15. Судья Дмитрий Гришин, изложил суть исковых требований клиента МТС об аннулировании задолженности и взыскании компенсации морального вреда (50 000 руб.), а после сообщил сторонам, что мировое соглашение "было бы идеальным решением данного спора". В ходе заседания он повторил это свое соображение еще дважды.

После этого представитель МТС Иван Андропов заявил ходатайство о приобщении к материалам дела распечатку правил пользования тарифом с сайта МТС, и Филиппова не стала возражать. Однако когда судья объявил перерыв, чтобы она могла ознакомиться с документами, истицей и представителем оператора состоялся такой диалог:

- А если у меня не высвечивалось Smarts? – спросила истица.

- Это вопрос к вашему аппарату. Вы с тарифом должны были ознакомиться еще до начала пользования услугой.

- Но по России же бесплатно!

- В сети МТС – да.

- Но у меня всю дорогу МТС и был, или поиск сети, — продолжала настаивать Филиппова. Эту версию она повторила и во время судебного заседания. Представитель сотового оператора, в свою очередь, сослался на ст. 54 ФЗ "О связи" (Оплата услуг связи) и постановление правительства N 328 от 25 мая 2005 года "Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи". В частности, на п. 8, предполагающий, что "перечень услуг определяется оператором". После чего он неуверенно предположил, что "истица не совсем внимательно изучила тариф", а закончил свою речь тем, что начисления были сделаны "корректно".

- Так на территории Пензенской области МТС не действует?  - поинтересовался судья.

- Не только мы в России, есть и другие операторы. Это функция в самом телефоне, выбор оператора автоматически или в ручном режиме, — ответил Андропов.

- То есть здесь какой сигнал поймали?

- Да, какой был более сильный.

- Меня никто не предупредил об этом, я дважды звонила оператору перед поездкой, — сказала Филиппова.

- Я на самом деле думал, что будут вопросы, — вернул ее к процедуре судья, но чуть позже добавил, что это "практически и есть вопрос": выдавалась ли памятка путешественника?

- Это все есть в магазинах, на сайте, абонент обязан ознакомиться заранее, — заявил в ответ представитель МТС, а в последовавших прениях ограничился фразой "просим [в иске] отказать".  

В 13.11 судья удалился в совещательную комнату, откуда вернулся уже через четыре минуты с определением об отказе в удовлетворении требований истца.

Олег Нилов, член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, сказал "Право.ру", действующий закон на стороне оператора, поэтому суд принял бесспорное, с правовой точки зрения, решение. Однако добавил, что в новом законе "О связи", который сейчас разрабатывает Минкомсвязи, может появится послабление для абонентов, случайно воспользовавшихся "чужим" роумингом: "Мы, со своей стороны, планируем подать поправки, которые будут предусматривать решение ситуаций, подобных той, о которой идет речь, в пользу абонента", — сказал депутат.