Репортаж
16 ноября 2012

С вас 10 рублей, то есть 500 000

С вас 10 рублей, то есть 500 000
Фото с сайта touchnokia.ru

Юрист из поселка Развилка решил наказать "большую тройку" сотовых операторов за плохой сигнал и за платный национальный роуминг. Он подал по иску к "Мегафону", "МТС" и "Вымпелкому" и потребовал с каждого по 500 000 руб. А еще по 200 000 руб. с Роспотребнадзора и Роскомнадзора в каждом иске — за то, что они не помогают ему в борьбе с операторами.

У Виталия Черникова из подмосковного поселка Развилка претензии к качеству мобильной связи МТС были давно. А в начале года, когда он переехал в новый дом, телефон вообще перестал ловить сигнал – приходилось "практически высовываться из окна", что ему, конечно, не нравилось, ведь стоял январь месяц. Связь не ловилась "ни в доме, ни в офисе, ни в виде 3G". "Я же юрист, я начал писать обращения", — рассказывает Черников. В МТС ему ответили, что "качество связи в зоне радиопокрытия сетей оператора соответствует действующим техническим нормам и имеющимся лицензиям". Идентичный ответ пришел и из Роспотребнадзора. Бумага пришла, а связь от этого лучше не стала.

И тогда юрист разработал и начал осуществлять план борьбы с оператором связи. Сначала он отправил ему претензию по поводу "многократного некачественного оказания услуги", в которой требовал до 15 марта 2012 года перевести на его счет 10.00 (десять) руб. Если бы МТС просто заплатил эти смехотворные 10 руб., не пришлось бы его представителю являться в Таганский суд 14 ноября, но в компании, очевидно, не разглядели коварного замысла за скромным требованием, и письменно разъяснили Черникову, почему ему не видать десяти рублей: "радиотелефонная связь в силу естественных условий распространения радиоволн может ухудшаться, прерываться или сопровождаться помехами вблизи или внутри зданий из-за локальных особенностей рельефа и застройки". Вот вы и попались, решил юрист — ответ, по его мнению, означал, что оператор документально признал "низкое качество предоставляемых услуг", а стало быть, у недовольного клиента появились доказательства ненадлежащей работы МТС. На этом основании он и стал требовать компенсации — за моральные страдания, причиненные "невозможностью общения с родными и близкими" и "невозможностью продолжать активную общественную жизнь": 500 000 руб. с МТС и по 200 000 руб. с Роспотребнадзора и Роскомнадзора — не обеспечили надлежащий контроль за работой оператора. Представитель последнего в суде 14 ноября заявил, что "у нас денег и на бумагу-то нет". 

Однако одним МТС юрист не ограничился. Точно такие же иски он подал к другим операторам "большой тройки" — "Вымпелкому" (марка "Билайн") и "Мегафону". В исках Черников просил суд обязать Роскомнадзор организовать контроль качества услуг связи, предоставляемой операторами, и запретить ответчикам предоставлять услугу роуминга на территории России абонентам, находящимся в домашней сети ОАО "МТС", "Вымпелком" и "Мегафон" соответственно. 

Первый иск к МТС судья Таганского суда Наталья Антонова, по словам Черникова, "неправильно оставила без движения", и он так и не был рассмотрен, ко второму должны были приступить в среду но заседание отложили из-за неявки одного из ответчиков – Роспотребнадзора. 

"Есть стандарт подвижной мобильной связи, и она должна быть предоставлена, это не услуга, это товар, — вещал Черников. – Происходит грубейшее нарушение российского законодательства, в 2006 году была принята поправка в закон "О связи", запрещающая платные входящие звонки. Но мобильные операторы придумали такой термин как "национальный роуминг" и в другом регионе за каждый входящий в этой же сети МТС заплатите 8,90 рублей за минуту". Пункт 7.3 лицензии услуги МТС сообщает, что лицензиат оказывает услуги связи в 86 регионах России. "Какой роуминг, когда это одна компания?" — отказывался понимать истец.

"Уровень сигнала на улице был уверенный, в помещении это зависит от конструктивных особенностей здания, это не от нас зависит, — начала клеймить "обывательский подход" к качеству услуг связи представитель пресс-службы МТС Анна Ландер. — Это требует специальных мероприятий, а по закону мы не имеем право устанавливать базовые станции на жилых помещениях. Мы не успеваем покрыть тот уровень пользования, который есть на текущей момент: интернет, новые услуги, растет потребление трафика". 

Коридор Таганского суда, где Черников и рассказал корреспонденту "Право.Ru", почему он вдруг решил изменить принципы работы операторов в России, слушал внимательно. И у присутствующих по своей, никак не связанной с МТС, надобности, тоже нашлось, что добавить. Особенно возмущался пожилой мужчина, которого в Геленджике заставили доплатить за нацроуминг. Свое имя он, правда, назвать отказался, зато чуть было не подрался с представителем Роскомнадзора. Чиновник заявил, что раз "приехали в Геленджик – доплатите", что оператор требует, а "не хотите — не пользуйтесь". Геленджикский турист и Черников обменялись телефонами, чтобы в дальнейшем продолжить наступление на суд совместными усилиями.

Пока у Черникова в его войне с "большой тройкой" есть одно проигранное сражение — первый иск к "Мегафону" Замоскворецкий суд отклонил, посчитал, что "недостаточно доказательств". Впереди схватка с "Вымпелкомом" в Савеловском суде. 

А в поселке Развилка еще в марте, когда юрист только начинал свой поход, установили две дополнительные базовые станции МТС, но толку от них для самого истца было как от ответа Роспотребнадзора.