ПРАВО.ru
Интерправо
19 августа 2009, 18:17

Документы в суд по интернету. Опыт Канады

Документы в суд по интернету. Опыт Канады
Электронное правосудие в Канаде

В материале содержится описание электронных юридических процессов, используемых в настоящее время в судах Канады. Текст подготовлен на основании обзора законодательства и изучения процессов, касающихся электронной подачи документов, электронного доступа к материалам судебных дел, электронного раскрытия информации, а также использования технологий в судебных залах в различных юрисдикциях Канады. Указанные вопросы регулируются так называемой Модельной политикой (Canadian Model Policies). Предлагаем вниманию наших читателям первую часть публикации. Продолжение следует.

Часть I

1) Системы электронной подачи документов, используемые в канадских судах

Под электронной подачей документов (e-filing) подразумевается передача данных (процессуальных состязательных документов сторон, заявлений, аффидавитов и пр.), в формате, определяемом судом, по электронной почте или Интернету. Электронная подача документов получила широкое распространение в Канаде и используется в нескольких юрисдикциях.

На протяжении многих лет суды Канады заявляли о необходимости введения в эксплуатацию системы электронной подачи документов. В 2002 г. Верховный суд Канады и Федеральный суд Канады занялись этим вопросом. В рамках специального исследования (Electronic Filing Study)1 был проведен опрос членов канадского юридического сообщества. Авторов проекта интересовало мнение канадских юристов, их взгляд на возможность электронной подачи документов. В результате исследования было установлено, что к подобным системам существует интерес и в них есть потребность. 73% опрошенных экспертов отметили, что возможность инициировать судебный процесс с помощью электронных систем и подавать электронные документы открывает новые перспективы2.

После проведения исследования несколько судов в различных юрисдикциях (включая Верховный суд Канады, Федеральный суд Канады, суды провинций Онтарио, Британская Колумбия, Альберта, Ньюфаундленд, Нова Скотия и острова принца Эдварда) представили свои варианты электронной системы. Отдельные суды внесли свои предложения и дополнения. В 2008 г. Апелляционный суд провинции Саскачеван составил технико-экономическое обоснование для оптимизации введения в эксплуатацию такой системы3.

В канадских судах существует несколько систем электронной подачи документов, и каждая из них имеет свои особенности. Их свойства варьируются в зависимости от юрисдикции. В настоящее время лишь провинции Квебек, Манитоба и Территории не используют электронную систему подачи документов.

Краткий обзор систем, используемых в канадских юрисдикциях

Верховный суд Канады в декабре 2008 г. выпустил практические пояснения, согласно которым стороны процесса обязаны подавать заявления об апелляции, изложения обстоятельств дела, материалы судебного дела и документы, подтверждающие полномочия заявителя, в электронном формате4. В ходе судебного слушания эти материалы доступны судье, выступающим лицам, адвокатам и прессе (только представителям канадских СМИ). Верховный суд Канады также требует представить все документы в печатном виде. При этом требуемое количество печатных копий документов было сокращено.

Примечательно, что, если сторона процесса подтвердила вручение электронного документа, печатную копию документа предоставлять адвокату другой стороны не обязательно5.

Верховный суд Канады установил формат, в котором данные должны направляться в суд, в специальном руководстве (Guidelines for Printed and Electronic Versions of Appeal Documents)6: "Электронные документы должны быть в формате PDF, и текст должен в точности совпадать с тем, что изложено в их бумажной версии (при расхождениях печатная версия считается официальной). Функция комментирования должна быть включена. Разрешение отсканированных документов должно составлять 300 dpi. Все системы безопасности в рамках документа должны быть отключены, поскольку могут возникнуть трудности при его дальнейшем использовании. Материалы, в частности, могут некорректно отображаться. Кроме того, это может затруднить доступ к документу. На электронных документах не требуется подпись, но оригиналы печатных копий должны быть подписаны7.

Документы копируются на CD-ROM и направляются в Верховный суд по почте или с курьером. На диск должна быть наклеена этикетка с указанием стороны, подающей документы, номера дела и искового заявления. К направляемым документам прилагается специальная форма (Electronic Filing Form), предусмотренная Верховным судом Канады. Стороны, в чьих документах содержится конфиденциальная информация, обязаны связаться с судом и сообщить об этом8.

Федеральный суд Канады не требует подавать документы в электронном виде, но допускает это в любом апелляционном процессе. Подавать документы в электронном виде разрешается любой стороне или ее представителям в соответствии с официальным уведомлением (Notice to the Profession) от 28 ноября 2008 г.9

Федеральный суд Канады заключил договор о разработке системы электронной подачи документов с Lexis-Nexis Canada. Соответственно, данные подаются в формате PDF через Lexis-Nexis Canada. В целях безопасности эта система предусматривает использование счета пользователя и пароля, предоставляемого провайдером10. Бумажная копия документа не требуется, если в нем менее 100 страниц или в нем насчитывается 500 страниц и менее и подается он не менее чем за 5 дней до определения даты слушания дела11.

Апелляционный суд Онтарио при подаче апелляционной жалобы требует, чтобы фабула дела, а также стенограммы судебных заседаний подавались в электронном виде. Документы должны направляться в сопровождении письма, в котором указывается номер дела и наименование ходатайства. Апелляционный суд Онтарио отмечает, что, поскольку это "переходная стадия" в процессе, документы в бумажном виде также должны прикладываться12. В рамках экспериментальной программы электронная подача документов осуществляется также в нескольких Верховных судах провинции Онтарио. В частности, в судах Торонто (в т.ч. в суде мелких тяжб Торонто) и Гамильтона13. Электронная подача также возможна при направлении апелляций по уголовным делам, а также уголовных и гражданских заявлений14.

В судах провинции Британская Колумбия широко используется система электронной подачи документов. Документы направляются в формате PDF15. Для подачи электронных документов сторонам процесса необходимо зарегистрироваться в т.н. "Судебном онлайн сервисе" или сервисе "Британская Колумбия онлайн", согласиться с условиями соглашения пользователя, а также иметь регистрационную карту, в которой указан счет пользователя16.

В Апелляционном суде провинции Альберта также действует система электронной подачи документов, однако ее использование не является обязательным. Изначально все документы по апелляциям, которые рассматриваются более 10 дней, а также данные касательно обстоятельств дела, разъясняющие документы должны были подаваться в электронном виде. Однако в соответствии с официальным уведомлением от 1 мая 2007 г. Апелляционный суд больше этого не требует17. Документы в рамках электронной апелляции (e-appeals) подаются через сайт Апелляционного суда в формате WordPerfect или Word 9718. Согласно Практической записке 14 Королевский суд Альберты поддерживает стороны, если они договорились подавать и вручать документы в электронном виде. В случае необходимости суд обязывает стороны передавать электронные документы19.

В Ньюфаундленде Правило 5А Ньюфаундлендских судебных правил допускает электронную подачу некоторых документов. При этом в документах должна присутствовать электронная подпись. Однако в судах Ньюфаундленда система электронной подачи пока не используется20.

В провинции Нова Скотия Апелляционный суд требует, чтобы т.н. апелляционное досье и обстоятельства дела представлялись в электронном виде наряду с бумажными копиями. Документы должны быть в формате WordPerfect21.

Остров принца Эдуарда в настоящее время в апелляции принимает электронные версии любых материалов, набранных на компьютере. Предпочтительным является формат WordPerfect, но предусмотрены и другие форматы. При этом бумажные копии документов также должны быть предоставлены22.

Резюме:
Очевидно, что система электронной подачи документов имеет широкое распространение в Канаде. Такие системы имеют свои отличительные особенности и различаются в зависимости от юрисдикции, в которой они используются. Некоторые суды обязывают стороны процесса подавать документы в электронном виде, в то время как в ряде юрисдикций это не является обязательным для исполнения условием. Электронная подача больше распространена в апелляционных судах, нежели в Высшем суде или судах первой инстанции. Технические требования к электронной подаче документов сильно различаются: некоторые юрисдикции полагаются на провайдера услуг, другие требуют, чтобы документ предоставлялся в форматах WordPerfect, либо Word, третьи предпочитают формат PDF. В одних юрисдикциях документ должен направляться по электронной почте, в других предоставляться на CD диске. В некоторых судах документы передаются через специализированные веб-сайты, обладающие определенной степенью защиты.


2) Электронный доступ к судебным материалам

Об открытости судебного процесса говорится в Конституции Канады. В соответствии с этим принципом выстраивается политика обеспечения доступа к судебным материалам23. Базисные принципы доступа были разработаны для Судебного совета Канады (Canadian Judicial Council) Судебным консультативным комитетом (Judges' Technology Advisory Committee) в сентябре 2005 г. Судебные материалы включают судебные файлы, реестр судебных дел, журнал протоколов, календарь судебных заседаний, реквизиты дела, журнал регистрации процессуальных действий, список процессов и т.д.24 Описание характера электронного доступа к судебным материалам содержится в т.н. Модельной политике доступа к судебным материалам25:

Открытость является основополагающим принципом, в соответствии с которым должна выстраиваться политика обеспечения доступа к судебным материалам. При этом преимущества открытого доступа к материалам более очевидны в контексте развития информационных технологий. Однако необходимо иметь в виду иные важные и иногда противоречащие друг другу права и интересы, которые могут быть связаны в т.ч. с безопасностью физических лиц, а также учитывать особенности отправления правосудия. Таким образом, с открытым доступом к судебным материалам возникает множество проблем и вопросов. В частности, по общественной безопасности, защите конфиденциальной коммерческой информации, эффективности отправления правосудия и др. В конечном счете, уверенность общества в правосудии может быть подорвана, если судебные материалы будут использоваться в ненадлежащих целях или для дискредитации правосудия.

В настоящее время для защиты указанных интересов можно обратиться к различным положениям законодательства и таким механизмам, как проставление печати на судебных документах и ограничения по разглашению информации. Эти критерии основаны на общем праве. В то же время это грубые инструменты, которые связаны с принципами открытости судебных заседаний.

За счет новых технологий становится возможным в известной степени пересматривать политику по ограничению доступа. В частности, исключается некоторая конфиденциальная информация, соответствующим образом происходит утилизация судебных протоколов, что снижает риск попадания конфиденциальных данных, которые содержатся в судебных материалах, в третьи руки.

Судебный консультативный комитет, разработавший Модельную политику, состоит из судей и служащих судов. Документ призван помочь канадским судам разработать собственную политику касательно доступа к материалам. Но при этом она должна соотноситься с выраженным мнением: принципы открытости судебных процессов и такие ценности, как приватность, безопасность и эффективность правосудия, должны быть сбалансированы26.

Модельная политика учитывает следующие принципиальные моменты27:

(a) открытость судебных процессов является фундаментальным принципом, обозначенным в Конституции, и он должен реализовываться посредством использования новых информационных технологий;

(b) ограничение доступа к судебным материалам может быть оправдано в случае, если

i. возникает серьезная угроза нарушения права на неприкосновенность частной жизни, права на безопасность, угроза иным интересам, в т.ч. риск ненадлежащего отправления правосудия;
ii. такие ограничения вводятся с тем, чтобы минимизировать влияние на принципы судебной открытости;
iii. польза от установления ограничений перекрывает отрицательное влияние на принципы открытости судебных процессов, принимая во внимание доступность такой информации через иные источники, желательность облегченного доступа для целей, тесно связанных с принципами открытости судебных процессов, и необходимость избегать облегченного доступа для целей, не связанных с принципами открытости судебных процессов.

В Модельной политике (п. 4.6.1) говорится, что общественности должен быть обеспечен доступ к любому судебному решению. При этом в документе уделяется внимание проблеме публикации данных, в которых содержится личная информация, онлайн. Указывается, что во многих канадских юрисдикциях необходимость защиты такой информации оговаривается законодательно28.

Учитывая обеспокоенность в связи с разглашением личных сведений, Судебный консультативный комитет подготовил специальное руководство (Use of Personal Information in Judgments and Recommended Protocol). В протоколе представлены ориентиры для судов, перед которыми стоит непростая задача — показать должный уровень открытости своей работы и в то же время обеспечить защиту личных интересов29. В документе определены три уровня защиты, которые применяются в зависимости от решаемых вопросов и того, действует ли запрет на разглашение информации30.

Первый уровень защиты связан с т.н. идентификатором персональных данных (Personal Data Identifiers). Эта та часть информации, которая предоставляется для установления личности (за исключением имени лица). Это дата рождения, номер социального страхования, номера кредитных карт и номера банковских счетов. Такого рода данные не должны фигурировать в судебных решениях.

Второй уровень защиты применяется в тех случаях, когда законом и общим правом устанавливается запрет на разглашение информации. В таких ситуациях личные данные, специальная фактическая информация и информация о частных знакомствах должны быть исключены.

Третий уровень защиты — это защита личных прав, предоставляемая по усмотрению суда. Как правило, это исключительные дела, в которых присутствуют вопиющие или сенсационные факты. Информация блокируется только в тех случаях, когда появляется риск причинения вреда несовершеннолетним, третьим лицам, когда возникает угроза осуществлению правосудия. Наконец, когда раскрытие информации может привести к ее использованию в ненадлежащих целях31.

Некоторые канадские суды, включая суды провинции Альберта, утвердили Протокол32.

Стоит отметить, что в Модельной политике рассматриваются вопросы обеспечения доступа не только к судебным решениям, но также к реестру судебных дел и досье конкретного дела. В п. 4.6.2 документа говорится, в частности, что общественность должна иметь удаленный доступ к информации по конкретным делам при условии, что данные личной идентификации будут закрыты.

Следует иметь в виду, что информация по делам в канадских юрисдикциях различается. В Модельной политике указывается, что принцип открытости судебного процесса соблюдается, если обеспечен поиск по номеру дела, наименованиям сторон и категории процесса33.

В параграфе 4.6.3 документа говорится, что стороны процесса должны иметь удаленный доступ к делам с их участием. Это должна быть база данных, в которой содержатся все документы, относящиеся к судебному разбирательству, включая данные персональной идентификации. Что касается представителей общества, то они должны иметь доступ к судебным делам только в месте их нахождения, благодаря чему снимаются все опасения касательно легкости доступа к личной информации, которая может содержать оскорбительные и необоснованные обвинения34.

Таким образом, Модельная политика предусматривает общий доступ к судебным материалам, но ограничивает этот доступ в свете проблемы неприкосновенности частной жизни. В соответствии с положениями документа члены общества должны иметь доступ к судебным решениям и информации по судебным делам (за исключением данных личной идентификации). Стороны процесса должны быть зарегистрированы и иметь доступ к судебным файлам.

Модельная политика полностью пока не внедрена ни в одной канадской юрисдикции, хотя суды используют электронные технологии для улучшения доступа к судебным материалам. Так, канадские суды предоставляют бесплатный доступ к решениям, находящимся в их базах данных35. Через веб-сайт www.canlii.org/ организован доступ к судебным решениям и канадскому законодательству36.

Информация по делам доступна в настоящее время онлайн в Верховном Суде Канады, Федеральном Суде страны, а также в судах провинций Британская Колумбия и Манитоба37. Суды провинции Альберта находятся на начальной стадии разработки т.н. системы управления судебной информацией (Justice Information Management System, JIMS). За счет нее удаленный доступ к судебным решениям и информации по конкретным делам планируется обеспечить для граждан и СМИ. Эта система также позволит сторонам процесса иметь удаленный доступ к своим судебным делам38. В настоящее время ни один суд в Канаде не обеспечил доступ к материалам судебных заседаний39.

Верховный суд Канады недавно пересмотрел принципы обеспечения доступа к судебным материалам, отклонившись от Модельной политики. Сборник правил (Policy Governing Access to Supreme Court of Canada Records) был издан Верховным судом в феврале 2009 г.40. В соответствии с проводимой политикой на сайте Верховного суда Канады планируется размещать сведения об обстоятельствах дел по апелляции, поданных после 9 февраля 2009 г. В соответствии с правилами "Использования личной информации в решениях" и рекомендованным Протоколом Верховный суд Канады требует от сторон процесса предоставлять электронные версии изложения обстоятельств дела, которые "исключают личные данные о физическом лице, сведения, которые не должны разглашаться, или любую иную информацию, которая не должна быть общедоступна"41.

Резюме:
В канадской Модельной политике была определена типовая система доступа к судебным материалам: общественность может иметь доступ к судебным решениям, материалам конкретного дела. При этом в определенных обстоятельствах некоторые личные данные могут быть исключены. Кроме того, стороны процесса могут иметь доступ к материалам по своему делу.

Несмотря на то, что судебные решения представлены на судебных сайтах, а определенные юрисдикции облегчили доступ к информации, стороны процесса до сих пор не имеют онлайн доступа к своим судебным материалам. Это является результатом технических ограничений и говорит о заботе о личных интересах. Однако развитие программ, облегчающих доступ к судебным материалам, таких, как программа JIMS в провинции Алберта, говорит о том, что канадские суды продвигаются к стандартам, намеченным в Модельной политике.

To download  the English version (.doc) please click here.