Бренд Stolichnaya давно популярен не только в России, но и за рубежом. Причем настолько популярен, что стал предметом длительных судебных разбирательств в США и других странах. Причина в том, что передача иностранным компаниям прав на эту торговую марку в 90-е годы выглядит сомнительно с точки зрения российской стороны — федерального казенного предприятия "Союзплодоимпорт" (ФКП "Союзплодоимпорт"). Лишь недавно в разбирательстве, которое проходит в США, наметился существенный сдвиг. У российской стороны впервые появился шанс оспорить передачу прав на торговый знак компании Юрия Шеффлера SPI Group, зарегистрированной за рубежом, и вернуть себе права на знак.
8 октября 2 Апелляционный окружной суд США отменил решение суда первой инстанции, который признавал неоспоримыми права SPI Group на эту популярную торговую марку в США. Право.Ru вместе с экспертами пытается разобраться, с чем связан новый виток этого спора и кому на самом деле принадлежит бренд.
Кому изначально принадлежали прав на торговую марку и кто кому их передавал
Еще в феврале 1969 года Внешнеторговое объединение "Союзплодоимпорт" (ВО "Союзплодоимпорт") зарегистрировало товарный знак Stolichnaya в США. В 1991 году ВО "Союзплодоимпорт" передало права на знак компании PepsiCo. Она получила возможность использовать его на территории Америки в течение 10 лет. Договором предусматривалось, что по истечении этого срока (в 2001 году) исключительное право на марку будет возвращено владельцу.
Однако этого не произошло. Почему? Из заявлений ФКП "Союзплодоимпорт" ( в конце 90-х годов прошлого столетия в него было преобразовано ВО "Союзплодоимпорт") следует, что бывший менеджер Внешнеторгового объединения "Союзплодоимпорт" Евгений Сорочкин при поддержке Юрия Шеффлера в 90-х годах вывели ряд активов предприятия, включая права на товарные знаки за рубежом, из-под контроля государства. Это происходило в то время, когда PepsiCo владела правами на марку Stolichnaya. В 2000 году, когда подходил к концу срок договора с PepsiCo, структуры Шеффлера Spirits International NV (Кюрасао) и SPI Spirits (Кипр) передали по соглашению права на знак Stolichnaya другой компании в США — Allied Domecq. Она владела правами на Stolichnaya в США после 2001 года еще 10 лет. К первоначальному владельцу — ФКП "Союзплодоимпорт" — они не вернулись.А сейчас права на марку Stolichnaya принадлежат уже группе SPI, контролируемой Юрием Шеффлером и Алексеем Олийником.
История разбирательств: так ли уж неоспорим бренд Stolichnaya?
В 2005 году ФКП "Союзплодоимпорт" подал иск к Аllied Domecq. В нем предприятие требовало вернуть права на знак Stolichnaya себе, как действительному правопреемнику советского ВО "Союзплодоимпорт", и внести соответствующие изменения в реестр товарных знаков США. ФКП утверждало, что права были переданы Аllied Domecq мошенническим путем.
По мнению ФКП, компанию PepsiCo ввели в заблуждение относительно того, кто на самом деле является правопреемником бывшего советского ВО "Союзплодоимпорт". В качестве правопреемника ей вначале представили ВАО "Союзплодоимпорт", контролируемое Евгением Сорочкиным, хотя на самом деле оно не имело никакого отношения к Внешнеторговому объединению "Союзплодимпорт". Потом в результате нескольких уступок прав на знак стороной по договору с PepsiCo стала компания Spirits International NV (Кюрасао), контролируемая Шеффлером и Олийником.
Суд первой инстанции в США отказал в удовлетворении заявленных требований на основании Lanham Act (закона о регистрации товарных знаков), в соответствии с которым знак Stolichnaya был признан "неоспоримым". А "неоспоримость" подразумевает закрепление прав на него за действующим владельцем (тогда это была компания Аllied Domecq) и невозможность оспаривания прав на знак третьими лицами. При этом защитой от оспаривания такого знака может пользоваться не только владелец знака, но и лица, которым знак был передан в использование (т.е. не только Spirits International, но и Allied Domecq, как правопреемник PepsiCo).
"Союзплодоимпорт" долго оспаривал правомочность передачи прав на торговый знак, причем не только в США, но и в Австралии. Судебные разбирательства вокруг торговых марок проходят также в Бразилии и Голландии. Компания Spirits International (как отмечалось выше, сейчас ей принадлежит торговый знак) заявляет о регистрации прав на территории около 100 стран, включая Австралию.
После рассмотрения дела в суде первой инстанции США ФПК "Союзплодоимпорт" обратилось в апелляционный суд Америки. Как было сказано выше, 8 октября 2-ой Апелляционный окружной суд США отменил решение суда первой инстанции, который признавал неоспоримыми право на популярную в США торговую марку Stolichnaya.
Ответчиками по делу являются также компании Spirits International, SPI Spirits Ltd и лично Юрий Шефлер и Алексей Олиник, которые изначально передали права на торговый знак компании PepsiCo.
Российское казенное предприятие в суде США представляет компания Quinn Emanuel Urquhart & Sullivan. Партнер компании Дэвид В. Квинто (David W. Quinto), ведущий дело, настаивает, что торговый знак был "похищен" в 90-е годы во время распада Советского Союза.
SPI представляет компания из Вашингтона Covington & Burling. Защита считает, что SPI удастся доказать, что претензии российской стороны необоснованны, и что жалоба носит исключительно политический характер.
Представитель SPI Group Андрей Скурихин подчеркнул, комментируя это дело, что решение Апелляционного суда никак не повлияет на маркетинговые планы компании. Дело в том, что дело может осложнить объявленную в начале октября сделку, по условиям которой Stolichnaya становится официальной водкой спортивно-развлекательного центра Barclays Center в Нью-Йорке. 45 % нового здания принадлежат российскому бизнесмену Михаилу Прохорову, также как и 80% баскетбольной команды New York Nets, которая будет использовать центр для тренировок.
Решение апелляционного суда — успех для российской стороны
Константин Суворов, руководитель практики интеллектуальной собственности Адвокатского бюро "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры", комментируя решение 2-го апелляционного суда США для Право.Ru, отметил, что решение суда можно расценить как серьезный успех для ФКП "Союзплодоимпорт". Компания получила еще один шанс побороться за права на известный советский бренд на ключевом зарубежном рынке. "Исход этого дела может повлиять на судьбу прав на известные советские бренды и в других странах, в частности в странах Европы, где права на советские водочные знаки также принадлежит структурам SPI" — отметил эксперт.
Апелляционный суд вернул дело на новое рассмотрение.Аргументы апелляционной инстанции такие: знак Stolichnaya действительно стал "неоспоримым" в 1974 году, однако не всякий владелец может пользоваться предоставленным в результате этого иммунитетом от оспаривания. Вывод первой инстанции о том, что Allied Domecq как правопреемник PepsiCo также может пользоваться преимуществами "неоспоримости" был признан ошибочным.
Как указано в решении, суду первой инстанции надлежало выяснить, была ли передача прав от PepsiCo к Allied Domecq осуществлена добросовестно или мошенническим путем, как было заявлено истцами. По мнению апелляционного суда, в случае, если передача прав на знак от PepsiCo к Allied Domecq была неправомерной, нынешний дистрибьютор в США не сможет воспользоваться преимуществами "неоспоримости" знака Stolichnaya. Таким образом, при повторном рассмотрении спора в федеральном суде должны быть исследованы все обстоятельства перехода прав на знак Stolichnaya в США, начиная фактически с 1991 года.
При этом суд оставил в силе решение суда первой инстанции в части отмены обвинений в мошенничестве, которые предъявлялись изначально.
Российский суд на стороне казенного предприятия
В 2001 году Высший арбитражный суд РФ признал недействительной передачу торговых знаков, включая "Столичную", ВАО "Союзплодоимпорт". Роспатент перерегистрировал знаки на государство в лице Минсельхоза РФ. В 2002 году Минсельхоз учредил Федеральное казенное предприятие "Союзплодоимпорт", и права на использование марки "Столичная" перешли к созданному предприятию.
Stolichnaya — не единственный алкогольный бренд, за который борются две компании
В 2008 г. Spirits International было отказано в регистрации в США торговой марки "Московская" на том основании, что название "Московская" вводит в заблуждение потенциального покупателя продукта, так как он на самом деле не имеет никакого отношения к российскому городу.
Однако компания Spirits International, входящая в группу SPI, добилась в США права повторно подать заявку на регистрацию торговой марки "Московская", обратившись в апелляционный суд Апелляционный суд по федеральному округу (Вашингтон). Он своим постановлением дал еще один шанс Spirits International на регистрацию "Московской", указав, что лишь 0,25% населения США, на которые ориентирован, главным образом, продукт со спорным названием, говорит по-русски.
Постановление суда (In Re Spirits International N.V) размещено в разделе "Документы/досье".
Автор: Елена Голотенко