ПРАВО.ru
Интерправо
12 декабря 2008, 12:25

США: провал законопроекта об автопроме "обрушил" доллар

Законопроект о выделении кредитов на $14 млрд. двум автомобильным концернам США, General Motors и Chrysler, оказавшимся на грани банкротства, не набрал необходимого числа голосов в Сенате США. Несмотря на длительные переговоры республиканцы и демократы не смогли достичь соглашения по деталям плана. "За" проголосовали 52 сенатора из необходимых 60, "против" — 35.

Администрация президента США планирует рассмотреть варианты для дальнейших действий после провала закона в Сенате. GM, которая без срочной помощи останется без денег уже до конца года, заявила, что "глубоко разочарована" тем, что демократы и республиканцы так и не пришли к согласию, и оценит "все возможности" для продолжения реструктуризации и получения средств, необходимых для противостояния кризису.

Законопроект, принятый в среду был Палатой представителей, предполагал предоставление кредитов на сумму в $14 млрд. GM Corp. и Chrysler LLC, которые заявили, что без срочной помощи уже к концу года останутся без денег. При этом закон призван был заставить компании провести реструктуризацию, чтобы обеспечить возврат кредитов. План реорганизации компании должны были подготовить к 31 марта. Законопроект также предусматривал назначение президентом так называемого "автомобильного царя", который будет обладать широкими полномочиями в отношении регулирования деятельности автоконцернов, получивших госпомощь. "Царь" мог бы налагать вето на расходы компаний на сумму, превышающую $100 млн.

Автопроизводители, получив кредиты, вынуждены были бы согласиться на ограничение зарплат топ-менеджеров и размера дивидендов. Проект предусматривал, что правительство получит сертификаты на акции компаний на сумму, составляющую 20% от суммы кредита.
Изначально "детройтская тройка" просила $34 млрд., которых хватило бы на более длительный срок. На государственные деньги также претендовала компания Ford Motor, однако, когда стало ясно, что пока речь может идти лишь о краткосрочных кредитах, от своих претензий она отказалась, предпочтя продать за $6 млрд. шведскую Volvo.

Азиатские рынки встретили решение Сената обрушением. Усиливающаяся угроза краха американской автомобильной промышленности привела в пятницу к безудержному падению курса доллара в Японии, где он рухнул до самого низкого уровня за последние тринадцать лет. Это, в свою очередь, вызвало панику на Токийской фондовой бирже — второй в мире по объему операций после Нью-Йоркской. Фьючерсы на нефть подешевели на 5% и достигли на Нью-йоркской товарной бирже $45,52 за баррель.