ПРАВО.ru
Интерправо
7 ноября 2011, 20:13

Медиация – это способ мышления и образ жизни - IV Международная конференция по медиации

Медиация – это способ мышления и образ жизни - IV Международная конференция по медиации

27-29 октября 2011 года в Москве проходила IV Международная конференция "Медиация — инвестиция в будущее". Организаторами конференции выступили "Научно-методический центр медиации и права" и Ассоциация юристов России при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленной палаты РФ.

В конференции приняли участие ведущие медиаторы-эксперты из Европы, Канады, США, Китая и других стран. Спикеры и выступающие отмечали все возрастающую роль, которую играют сегодня альтернативные способы разрешения споров. Подчеркивалась также важность законодательных изменений в этой области, которые произошли в России за последний год: с января нынешнего года вступил в силу Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", утверждена на уровне Правительства РФ Программа профессиональной подготовки медиаторов.

Выступления почти всех российских участников в первый день конференции были очень лаконичными, почти каждый выступающий выразил сожаление в связи с тем, что не может остаться на конференции надолго и послушать зарубежных коллег, так как в это же самое время в Кремле проходили мероприятия, посвященные 20-летию деятельности Конституционного Суда РФ.

Медиация в России: обязательная или добровольная процедура

Свою поддержку институту медиации в России выразил помощник Президента РФ Аркадий Дворкович. По его словам, широкое распространение медиации позволит значительно снизить нагрузку на суды. Он отметил, что после вступления в силу закона о медиации, начинается этап, когда ее можно и нужно применять на практике. "Это критически важно для дальнейшего развития нашей правовой системы, дальнейшего развития экономической деятельности", — сказал Дворкович.

Он отметил, что не исключает необходимости введения обязательной процедуры медиации по некоторым категориям споров, однако подчеркнул, что сначала необходимо, чтобы этот институт завоевал доверие общества. Впрочем, его зарубежные коллеги придерживаются другого мнения на этот счет. Так, британский судья в отставке, президент Европейской Ассоциации судей в поддержку медиации сэр Гэвин Лайтман (Sir Gavin Anthony Lightman) считает, что медиация должна быть полностью добровольна. С ним согласна и медиатор из Канады Луиз Отис (Louise Otis).

Вениамин Яковлев, один из разработчиков закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", который вступил в силу в России с января 2011 года, отметил, что медиация особенно важна при отношениях постоянных, которые складываются в семье, школе, между соседями и на работе. При этом он подчеркнул, что даже в международных отношениях применим принцип переговорно-примирительного разрешения споров. Этот принцип закреплен во 2 статье Устава ООН.

Председатель комитета по конституционному законодательству Госдумы РФ Владимир Плигин отметил важную роль медиации в развитии института саморегуляции в России. "В российском обществе недостаточно навыков саморегуляции и именно медиация создает для саморегуляции очень важный инструментарий. Поэтому Госдума поддерживает создание Национальной организации  медиаторов", — отметил Плигин.

Глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин сообщил, что налоговое ведомство не исключает возможности проведения эксперимента по использованию медиации в области налоговых споров.

Президент Федеральной палаты адвокатов России Евгений Семеняко заявил, что палата полностью поддерживает идею активного применения медиации. При этом он отметил, что адвокаты были в России одними из первых, кто поддержал идеи медиации и выразил надежду на то, что будет снят существующий сегодня запрет адвокатам на занятие медиацией. По его мнению, медиацию можно сделать обязательной стадией при решении трудовых, наследственных и семейных конфликтов. В качестве еще одного способа стимулирования применения медиации и мирного урегулирования споров сторонами он назвал возвращение госпошлины в случае урегулирования спора миром.

Председатель ФАС Уральского округа Ирина Решетникова говорила о важности использования медиативных технологий в суде, а также о том, что суды должны стать образцом внедрения культуры примирения: "Нам нужно изменить сам менталитет сторон, научить их осознавать свои истинные интересы. Обычно судья редко пытается узнать истинное желание сторон. И если суд начнет задаваться этим вопросом, если в нем возникнет понимание механизмов медиации, это может в достаточно близкой перспективе изменить мировоззрение спорщиков, обратив их к внесудебным методам разрешения споров"

Истинные причины конфликта лежат не в юридической плоскости, а в плоскости взаимоотношения людей

Таким почти рекламным слоганом начиналось и заканчивалось практически каждое выступление. Выступающие единодушно отмечали, что этот способ разрешения споров быстрее, эффективнее и доступнее, чем традиционное судебное разбирательство. Кроме того, он позволяет сторонам прийти к компромиссу и не просто установить правых и виноватых, но и восстановить отношения, предотвращая тем самым новые конфликты. Это особенно важно в семейных и трудовых конфликтах. Большое внимание участники конференции уделили не только юридическим, но также психологическому и социальному аспектам медиации.

Так, судья и медиатор из Нью-Йорка Роберт Леви (Robert Levy) считает, что медиация — это способ мышления и образ жизни. И очень важная способность для медиатора — умение слушать другого человека, и умение заставить его самого слышать. Умелый медиатор умеет ловить момент, когда человек действительно слышит.

Главным посылом почти всех выступлений на конференции было то, что медиация направлена в первую очередь на отношения. Роль медиатора заключается в том, чтобы выслушать стороны и понять истинные причины конфликта, которые лежат не в юридической плоскости, а в плоскости взаимоотношений между людьми.

Медиация как бизнес

Самый большой опыт в применении медиации сегодня накоплен в США, где этот институт начал развиваться еще в 60-е годы XX века как ответ на огромную загруженность судов. Специалист в области семейной медиации из США Джей Фолберг (Jay Folberg) отметил в своем выступлении, что этому способствовали также огромная популярность профессии юриста в стране и рост числа выпускников юрвузов, которым необходимо было найти применение своим знаниям. Кроме того, судебная система не справлялась с огромным числом гражданских исков, особенно учитывая одновременный рост числа уголовных дел в стране.

В итоге, с 1970-х годов, когда в США был принят закон, обязывающий суды информировать стороны о существующих альтернативных способах разрешения споров, в стране сложилась целая новая отрасль, в которой важную роль стали играть примирители, помогающие сторонам обсудить свой конфликт в переговорном процессе и в итоге не доводить его до суда. "Теперь медиация — огромный бизнес. На каждом юридическом факультете существует как минимум 3-4 курса по медиации. И новое поколение юристов получает отличное образование в сфере АРС — поскольку теперь это необходимо, чтобы достойно оказывать услуги своим клиентам", — рассказал Фолберг. И статистика показывает, что число дел, доходящих до суда, снизилось в США с 11 до 1 % за последние полвека. В значительной степени, как отметил Фолберг, благодаря роли медиаторов.

По мнению Луиз Отис, важным условием развития медиации стала добровольность и конфиденциальность. Она также отметила необходимость активного продвижения этого института. "Чтобы медиация получила признание и стала преимущественным способом разрешения конфликтов, необходимо рекламировать этот метод, постоянно поддерживать к ней интерес", — считает Отис.

Британский медиатор-тренер  Дэвид Ричбелл (David Richbell) привел в своем выступлении убедительную статистику. По его словам, до 80% коммерческих споров в Великобритании сегодня решается в течение по взаимному согласию сторон". Не менее впечатляющую статистику привел основатель ведущего пекинского института переговоров Эндрю Ли (Andrew Lee, Китай). Он отметил, что в Китае сегодня работают 5-6 миллионов медиаторов, готовых заниматься любыми спорами. Вместе с тем он признал, что стране предстоит пройти еще долгий путь, найти способы сертификации медиаторов, повысить качество их работы.

"Ничего личного?"

Президент GEMME-France, сооснователь GEMME (Европейской Ассоциация судей в поддержку медиации) Беатрис Бреннер (Beatrice Brenneur) (интервью с ней читайте в материале Право.Ru) отметила, что право — не всегда достаточно гибкий инструмент для разрешения споров.

В качестве примеров привела несколько случаев из своей практики, наглядно демонстрирующих, что за многими, казалось бы, неразрешимыми спорами, стоят на самом деле личные конфликты, которые можно разрешить, выяснив истинные интересы и проблемы сторон.

В этом случае можно почти мгновенно достичь взаимопонимания между сторонами. Будь-то спор уволенного работника с работодателем, из-за которого работник долгое время находился в депрессии, поскольку чувствовал себя оскорбленным и не был выслушан другой стороной, или спор двух предприятий, которые из-за конфликта между главными инженерами накануне важного и срочного совместного проекта вдруг разрывают отношения.

Действующий коммерческий судья и медиатор из Хорватии Срждан Шимац (Srjdan Simac) в свою очередь подчеркнул, что медиация является уникальным инструментом, позволяющим нам вновь обрести гуманистический взгляд на жизнь.

"Разногласия, противоречия, конфликты — это неотъемлемая составляющая жизни, — резюмировала выступления всех участников президент Научно-методического центра медиации и права, председатель подкомиссии Ассоциации юристов России по альтернативному разрешению споров и медиации Цисана Шамликашвили. — Хорошо, когда есть средства, позволяющие не бояться их и уметь без разрушительных последствий выходить из сложных ситуаций. Медиация как раз и является таким средством.