ПРАВО.ru
Практика
16 марта 2018, 14:07

Должники стали чаще судиться с коллекторами

В 2017 году возросло количество исков должников к коллекторам о взыскании морального вреда.

«Количество таких обращений должников в суды увеличилось, при этом все чаще судьи стали вставать на сторону должника и удовлетворяют его требования», – рассказал «Коммерсанту» руководитель одного из коллекторских агентств, своего имени он раскрывать не стал. По словам другого источника, в его практике нередки случаи, когда суд удовлетворял иск о возмещении морального вреда, который нанесли должнику коллекторы при взыскании задолженности, а со стороны регулятора – Федеральной службы судебных приставов – нарушений в действиях коллекторов выявлено не было.

По словам руководителя «Юридического бюро № 1» Юлии Комбаровой, ранее не существовало четкой границы при нарушении прав должника, так как отсутствовал профильный закон, который регулировал бы взаимодействие должника и кредитора. После того как был принят закон о защите прав должников, правила общения должника и кредитора стали четко регламентированы. Например, звонить и лично встречаться с должником в ночное время либо в праздничные дни или проводить личные встречи больше одного раза в неделю коллекторы не имеют права. Для взыскателя установлена обязанность возместить должнику моральный вред и убытки, причиненные его незаконными действиями. За время действия закона должники в значительной мере изучили механизм его действия и начали использовать для защиты своих законных прав и интересов, отмечает Комбарова 

Впрочем, крупные участники коллекторского рынка не считают, что подачи должниками исков о компенсации морального вреда стали массовыми. Как отметил директор коллекторского агентства «ЮВС» Сергей Шпетер, подавляющая часть коллекторских агентств, которые работают в правовом поле, соблюдают требования закона, так как дорожат своей репутацией. Это сводит вероятность подачи иска о взыскании морального вреда практически к нулю. «Агентству гораздо выгоднее упустить возможность лишний раз позвонить должнику, чем нести из-за этого финансовые и имиджевые потери», – отмечет Шпетер.

По словам совладельца коллекторского агентства «Эверест» Дмитрия Чернышова, размер и компенсация морального вреда – субъективное понятие. В ряде случаев должнику бывает нелегко обосновать причинно-следственную связь между действиями взыскателя и вредом, который ему причинен.

В соответствии с условиями п. 4 ч. 1 ст. 13 закона о защите прав должников до начала своей деятельности коллекторское агентство обязано застраховать свою ответственность за причинение должнику убытков при взыскании задолженности на сумму не менее 10 млн руб. По условиям договора страхования, возможность компенсации морального вреда должна быть включена в страховое покрытие. Таким образом, даже если подача исков станет массовой, компенсировать ущерб от деятельности коллекторов будут страховщики.

По словам руководителя департамента страхования финансовых рисков и ответственности «АльфаСтрахования» Ивана Бузивского, при наступлении страхового случая для получения компенсации должнику необходимо направить в страховую компанию претензию с описанием причин, по которым ему нанесен моральный вред, а также обосновать размер нанесенного ему ущерба. «Урегулирование таких вопросов происходит в судебном и досудебном порядке, – поясняет Бузивский. – Возмещение морального вреда только по решению суда».

Как рассказала Юлия Комбарова, ранее должники редко обращались в суды с такими исками, поскольку без чётко обозначенных законом рамок нарушения прав должников было сложно надеяться на положительное решение суда. Впрочем, ожидать высоких выплат пострадавшим пока не стоит, считают эксперты. По мнению Комбаровой, в общей сложности при компенсации морального вреда и расходов на лечение из-за стресса размер выплат редко превышает 150 000 руб.