Только в этом году изменения в ПДД вносили четыре раза, в 2017-м – семь раз. «В Белоруссии решением президента правила меняются не чаще чем раз в пять лет. Не пора ли у нас как-то ограничить поток изменений?» – спросил в рамках семинара по безопасности дорожного движения начальник ГИБДД Михаил Черников (цитата по «Коммерсанту»).
Он также признал, что большинство поправок не доводится до населения. «Некоторые граждане предлагают: давайте при замене водительского удостоверения введем дополнительный экзамен или курс, где водителям будут рассказывать о том, что было изменено, – рассказал он. – Понятно, что систематизировать это практически невозможно. Это потребует больших затрат. Может быть, сделать какой-то информационный ресурс. Понятно, что не надо баловаться этими изменениями, но ответить на предложение про один раз в пять лет я не готов».
«Процесс изменений в ПДД сейчас малоуправляемый, закономерности в нем тяжело выявить, – добавил глава Научного центра безопасности дорожного движения МВД Дмитрий Митрошин. – В системе у себя мы договорились ввести некий мораторий на внесение изменений. Но, к сожалению, не можем обуздать те процессы, которые происходят вне нашего ведомства».
Согласно regulation.gov.ru, все поправки этого года были предложены исключительно Минтрансом, не было ни одной со стороны МВД. Раньше, добавил Митрошин, поправки вносились через специальную рабочую группу раз в два-три года большими пакетами и отражали «реальную потребность в изменениях». Тогда учитывались и письма граждан, и анализ «правоприменительной практики». Черников предложил к этому вернуться: «Видимо, распоряжение правительства понадобится для этого».
Также начальник ГИБДД рассказал, что его инспекция готовится к внедрению электронных водительских документов – прав и свидетельства о регистрации. Но в будущем и они автомобилисту могут не понадобиться. Планшеты с софтом, позволяющим по фотоснимку определить личность водителя и получить всю необходимую информацию в базе данных ГИБДД, уже тестируются в регионах, пишет «Коммерсант».
По словам Чернякова, уже в следующем году ведомство определится с «форматом» таких документов. «Электронные водительские удостоверения могут быть, и свидетельство о транспортном средстве тоже, – заявил он. – Бумажные документы останутся как юридически значимые, но при движении можно будет использовать их в электронном виде».
Переход на электронные водительские документы в России ведется уже три года. Полис ОСАГО можно оформить в электронном виде с 2015 года, а 8 декабря 2018-го вступили в силу изменения в ПДД, юридически приравнявшие распечатку е-ОСАГО к обычному полису.