ПРАВО.ru
Практика
4 июня 2021, 17:54

«Новотрансу» отказали в иске к экс-директору порта «Усть-Луга»

Компания считает, что ответчик намеренно взял в лизинг за счет порта оборудование, которое потом перешло к другому предприятию. Этим он якобы нанес порту 867 млн руб. ущерба. Первая инстанция не нашла достаточных доказательств недобросовестности гендиректора.

13-й арбитражный апелляционный суд оставил без удовлетворения жалобу на решение первой инстанции по делу № А56-31637/2020. В рамках этого иска АО Холдинговая компания «Новотранс» просило взыскать с экс-главы порта «Усть-Луга» Евгения Савкина 867 млн руб. убытков. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти полностью в этом отказал.

Савкин стал генеральным директором АО «Морской торговый порт Усть-Луга» в декабре 2017 года. «Новотранс» – акционер этой компании. При проведении анализа хозяйственной деятельности порта за 2018 год истец счел, что недобросовестные действия гендиректора причинили ему ущерб.

В этот период порт заключил два лизинговых договора с LH Financial Services – на 249,1 млн руб. и на 252,1 млн руб. Компания приобретала в лизинг стреловой кран. Применить его можно только для обслуживания портовых терминалов – в случае «Усть-Луги» это многопрофильный перегрузочный комплекс (МПК) «Юг-2». При этом порт арендует комплекс краткосрочно, а договор лизинга заключен на пять лет. По мнению «Новотранса», Савкин не мог не понимать, что в случае прекращения аренды «Юг-2», лизинг будет приносить компании чистый убыток.

Арендодателем МПК выступало ООО «Новые Коммунальные Технологии» (НКТ). В 2018 году оно действительно отказало порту «Усть-Луга» в продлении аренды «Юг-2», а также приобрело на торгах имущество, которое арендатор там оставил, включая кран. Позднее все сотрудники порта, кроме администрации, перешли на работу в НКТ. Уже в декабре того же года сам Савкин тоже ушел из порта «Усть-Луга» и стал сперва исполнительным, а затем и генеральным директором НКТ.

По мнению «Новотранса», все это свидетельствует о том, что фактически управленческие решения в порту принимала НКТ. Об этом говорят и другие факты, включая ничем не обоснованное поручительство порта за НКТ и присутствие одних и тех же контролирующих лиц в обеих компаниях. Следовательно, Савкин заключил от лица «Усть-Луги» лизинговые договоры в интересах НКТ, которое получило кран, не неся при этом рисков по неуплате. «Новотранс» указал и на другие убытки от действий Савкина, включая его траты в ресторане.

Но первая инстанция указала, что порядок аренды МПК «Юг» и связанные с этим отношения порта и НКТ сложились до того, как Савкин возглавил компанию. При этом комплекс и ранее был в краткосрочной аренде, что не мешало порту на протяжении нескольких лет приобретать оборудование для него, в том числе на условиях лизинга.

Следовательно, приобретение стрелового крана было частью обычной практики компании. У порта была производственная необходимость в покупке дополнительной спецтехники, чего «Новотранс» не оспаривал. По мнению АС Петербурга и Ленобласти, это говорит о том, что Савкин при заключении договора с LH Financial Services действовал в интересах компании.

Первая инстанция сочла, что «Новотранс» не доказал конфликт интересов и основывал свои требования на произвольных выводах. Суд полностью отказал в иске. 13-й ААС подтвердил это решение. Мотивировочная часть апелляционного постановления пока не изготовлена.

Холдинг «Новотранс» –  один из крупнейших транспортных и логистических операторов страны. Он ведет многочисленные судебные споры с портом «Усть-Луга», «дочкой» АО «Компания Усть-Луга», совладельцем и руководителем которой раньше был предприниматель Валерий Израйлит.