ПРАВО.ru
Новости
29 апреля 2016, 19:01

Законодатели отчитались за 2015 год

Законодатели отчитались за 2015 год
Фото с сайта www.law.msu.ru

Глава комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин в ходе заседания Совета законодателей при парламенте РФ 29 апреля представил ежегодный отчет о состоянии российского законодательства за 2015 год. Это уже третий по счету отчет парламентариев о своей деятельности, который призван дать комплексную оценку законодательству, однако основные проблемы, о которых шла речь еще три года назад, до сих пор не решены.

Законотворческий портфель Госдумы VI созыва содержит 7272 закона и законопроекта, что на 17% больше, чем в ГД V созыва, сообщил сегодня Владимир Плигин, представляя 400-страничный доклад о состоянии российского законодательства, подготовленный вместе с сенатором Андреем Клишасом. Из общего числа 1820 законов депутаты уже приняли, 3722 – отклонили (или вернули на доработку), а еще 1730 инициатив находятся на рассмотрении. При этом за 2015 год депутаты одобрили 477 из 1588 внесенных инициатив.

Главная задача – реализовать послание президента

Парламентарии дали развернутый список основных принятых законов в области антикризисного законодательства, а именно в сфере малого и среднего бизнеса, финансовых рынков и банковской деятельности, законодательства в области противодействия коррупции, а также законодательства, направленного на создание условий, способствующих импортозамещению. Владимир Плигин в своем отчете в основном акцентировал внимание на том, как проходит реализация посланий Президента. По его словам, задачи, поставленные главой государства в течение 2015 года, "на законодательном уровне в основном реализованы".

Как отмечено в отчете, депутаты в ходе весенней сессии 2015 года приняли «целый ряд федеральных законов, имеющих антикризисную направленность и предусматривающих, в том числе, оказание разносторонней поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Так, с 25% до 49% была увеличена суммарная доля участия иностранных юридических лиц в уставном капитале субъектов МСП, а также российских юридических лиц, не являющихся субъектами МСП. Кроме того, с 1 января 2016 года законом установлен мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства сроком на три года, а субъектам разрешено вводить налоговые каникулы на два года для вновь созданных предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих свою деятельность в производственной, социальной и научной сферах.

В области взимания налогов и сборов законодатели выделили амнистирование капитала, право субъектов устанавливать пониженные (от 1% до 6%) налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших доходы в качестве объекта налогообложения. Не забыли упомянуть авторы отчета и введение с 2015 года новой главы 32 Налогового кодекса "Налог на имущество физических лиц", которая была принята "в целях увеличения налоговой базы местных бюджетов, а также перехода к более справедливому налогообложению – исходя из кадастровой стоимости этого имущества".

Отдельное внимание законодатели уделили новому Кодексу административного судопроизводства, вступившему в силу в сентябре 2015 года, который, как указано в отчете, "сосредоточил регулирование на вопросах эффективной судебной защиты субъективного публичного права". Впрочем, законодатели отметили, что, несмотря на незначительный период действия КАС, сегодня проводится последовательная работа по дальнейшему совершенствованию его положений.

Отметили парламентарии и единый Гражданский процессуальный кодекс, который пока находится в разработке. По словам авторов отчета, документ призван стать "кодифицированным нормативным актом, определяющим универсальный порядок судопроизводства в гражданском и арбитражном процессе".

Проблемы все те же

Между тем, подчеркнул Владимир Плигин, нерадостные тенденции, отмеченные еще в первом отчете три года назад, продолжают сохраняться в системе законодательства и негативно сказываются на его качестве. "По-прежнему актуальной остается проблема отсутствия комплексного подхода в процессе корректировки действующего законодательства, – отмечается в докладе. – Такой подход предполагает пакетный режим законодательных изменений, то есть одновременное внесение и рассмотрение в парламенте основного, концептуального законопроекта и сопутствующих ему проектируемых норм". Как отмечает Плигин, особенно явно эта проблема проявилась в связи с частым инициированием "недостаточно проработанных, а зачастую совершенно произвольных изменений, вносимых в Кодекс РФ об административных правонарушениях".

Кроме того, необходимо решить вопрос недостаточного упорядочения и систематизации нормативных правовых актов. Однако вариант решения этой проблемы у законодателей уже есть – они предлагают объединять правовые нормы в кодифицированные законодательные акты.

Плигин также отметил, что очень много проблем создает низкий уровень юридической техники на стадии проектирования закона, который приводит к тому, что в ГД вносятся проекты, не согласованные внутренне и часто концептуально противоречащие действующему законодательству.

Еще более глубокой проблемой остается ускоренный характер принятия одних законопроектов и, например, замедленное рассмотрение других, подчеркивают парламентарии. В предыдущих отчетах они уже указывали, что быстрое рассмотрение и принятие законопроектов, направленных на решение тактических задач, "приводит к утрате ощущения значимости регулирующего воздействия, происходит расхождение между реальными социальными условиями и правовой нормой, следствием чего становится восприятие санкции закона как не отвечающей требованиям справедливости и падение доверия к базовым правовым институтам". Однако проблема за три года оказалась не решенной и даже усугубилась.