Должен ли арбитражный управляющий платить НДС при реализации имущества должника, разбиралась сегодня коллегия Верховного суда по экономическим спорам. Суды нижестоящих инстанций указали – нет, но налоговики настаивают на том, что это прописано в законе о банкротстве.
В ноябре 2012 года суд признал компанию "Ратекс Логистик" банкротом (А21-8750/2012), конкурсным управляющий был назначен Александр Жарков. Он продал имущество должника на общую сумму 97,6 млн руб.. Управление ФНС по Калининградской области посчитало, что при реализации имущества Жарков должен был уплатить НДС в размере 14,8 млн руб., но, так как он этого не сделал, налоговики обратились в суд с требованием взыскать убытки, причиненные действиями управляющего.
Суды трех инстанций в требованиях отказали. Они исходили из того, что согласно п. 4.1 ст. 161 НК при продаже имущества банкротов налоговыми агентами по НДС выступают покупатели, за исключением физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Суды сочли, что у Жаркова в принципе отсутствовала обязанность по уплате НДС. Кроме того, суды указали, что налоговая база была сформирована после завершения конкурсного производства в отношении должника, а по закону у управляющего нет обязанности резервировать деньги для последующей оплаты налога.
ИФНС с этими выводами не согласилась и обратилась в ВС (А40-144047/2015). Налоговики указали, что Жарков, должен был заранее обратиться в ИФНС с заявлением об изменении налогового периода. В этом случае он смог бы уплатить налог до завершения конкурсного производства. По мнению ИФНС, все это следует из установленной законом о банкротстве обязанности управляющего действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. Сегодня экономколлегия ВС решение нижестоящих отменила и направила дело на новое рассмотрение в АС Москвы.