Новости
27 июня 2017

Счетная палата нашла нарушения прав россиян при переходе из ПФР в НПФ

Счетная палата нашла нарушения прав россиян при переходе из ПФР в НПФ

Счетная палата (СП) организовала проверку процедуры подачи электронных заявлений граждан о переходе из негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в Пенсионный фонд РФ (ПФР) обратно, а также из одного НПФ в другой за период с 2012 по 2016 год. По итогам проверки СП обнаружила риски фальсификации заявлений застрахованных лиц и схемы, мешающие реализовать права россиян на смену страховщика, сообщает пресс-служба ведомства.

По информации палаты, в 2015–2016 годах резко увеличилось число граждан, решивших перейти в НПФ и обратившихся в ПФР с заявлением о выборе негосударственного фонда. В 2012-м россияне подали 8,6 млн заявлений о переходе к другому страховщику (ПФР, НПФ), в 2015-м – 11,1 млн, в 2016 году – 11,5 млн заявлений. Законодательство с 2011 года установило право застрахованного лица подать заявления портал госуслуг и личный кабинет на сайте ПФР. Однако возможность подачи заявлений через портал госуслуг в полной мере реализовали лишь с марта 2017 года, через личный кабинет на сайте ПФР – с августа 2016-го. Поэтому большинство граждан подавали свои заявления в электронной форме через удостоверяющие центры с помощю агентов (субагентов) НПФ. В качестве агентов выступали кредитные и другие организации, например, Сбербанк, "БИНБАНК", "Газпромбанк", "Промсвязьбанк", ВСК и "Связной Логистика".

В ходе проверки таких заявлений, принятых ПФР, вскрылось несколько схем, которые препятствовали реализации права граждан на замену страховщика. К примеру, СП выявила, что в ПФР в один и тот же день поступали по два заявления от удостоверяющих центров от имени одного гражданина – о смене страховщика и о переходе к действующему страховщику, которого лицо намеревалось сменить. Кроме того, палата выявила, что в ПФР поступали дублирующие заявления на одного и то же гражданина. Причем по закону в случае поступления в одну и ту же дату нескольких заявок от одного застрахованного лица ПФР обязан их отклонить.

СП также выявила случаи, когда граждане подписывали устаревшие договоры об обязательном пенсионном страховании, чем фактически их вводили в заблуждение, поскольку они не могли ознакомиться с актуальными сведениями о своих правах и обязанностях при передаче накоплений в НПФ. Кроме того, нынешняя процедура подачи заявлений о досрочной смене страховщика не предполагает информирования граждан о возможной потере ими инвестиционного дохода по пенсионным накоплениям. Заявление необходимо направлять в ПФР, при этом данными о возможной потере такого дохода и его величине имеются лишь у страховщика, который пока распоряжается пенсионными накоплениями гражданина. При проверке СП установила случай потери застрахованным лицом инвестдохода на сумму более 500 000 руб.

По результатам проверки Счетная палата направит представление в ПФР, информационные письма в Кабмин, ЦБ, Минкомсвязи, "НПФ Сбербанка", "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления", "НПФ электроэнергетики", а также обращения в Генпрокуратуру и ФСБ. Отчет по проверке поступит в Госдуму и Совфед.

Сейчас в стране насчитывается 66 НПФ, эксперты национального рейтингового агентства (НРА) полагают, что со временем из-за роста конкуренции и давления властей исчезнет как минимум половина из них (см. "В России может остаться всего 30 НПФ"). Минфин и Центробанк задумались о том, чтобы внедрить в РФ систему индивидуального пенсионного капитала. Все накопления собираются отдать в распоряжение граждан через НПФ (см. "Пенсионные накопления хотят перевести на новую систему в 2017 году").