ПРАВО.ru
Новости
29 марта 2010, 14:35

Наталья Таубина об уровне доверия к судам и МВД для "Право. Ru": "Почему россияне боятся собственной милиции?"

"Почему россияне боятся собственной милиции?"
Директор Фонда "Общественный вердикт" Наталья Таубина высказалась об уровне доверия к судам и МВД

- Российская милиция на сегодняшний день лидирует в антирейтинге правоохранительных и правоприменительных органов. С одной стороны это можно объяснить тем, что она является наиболее привычной для граждан правоохранительной службой и находится в ближней зоне социальной досягаемости. И поэтому обречена на постоянное и, главное, придирчивое внимание общественности. 

Органы внутренних дел, и прежде всего, райотделы, имеют наиболее содержательный и разнообразный опыт контактов с гражданами. Всего же в повседневные взаимоотношения с милицией (начиная от участкового уполномоченного и заканчивая инспектором ГИБДД) вовлечены, так или иначе, многие десятки миллионов россиян. И это, безусловно, накапливает критическую массу высказываний в адрес стражей порядка по сравнению с прочими государственными органами.

С другой стороны, причина сравнительно низкого рейтинга милиции кроется все же в ее конкретной деятельности по охране правопорядка. Например, согласно результатам опросов, проводившихся Левадой-Центром по инициативе Фонда "Общественный вердикт", около 40 процентов граждан, пострадавших от преступных посягательств, не обращаются в милицию. А исследования, которые проводит наш социолог Асмик Новикова в сотрудничестве со специалистами таких социологических центров, как упомянутый Левада-Центр и Фонд "Общественное мнение", по-прежнему продолжают фиксировать высокий уровень недовольства милицией. 

Это, с нашей точки зрения, является серьезным доказательством кризиса доверия к органам внутренних дел и свидетельствует об острой необходимости немедленного комплексного реформирования МВД. За что же нашу милицию так не любят россияне?

Приходится констатировать, что наша правоохранительная система в том виде, в котором она сложилась, не только не всегда способна обеспечить надлежащий уровень защиты населения от преступных посягательств, но и сама нередко становится источником опасности для граждан и нарушений прав человека. Это результат того, что отсутствие прозрачности в деятельности органов охраны правопорядка во многом привело к созданию внутри милиции порочной практики произвола. 

В свое время в нашем Фонде родилась идея ежемесячных социологических замеров Индекса произвола правоохранительных органов. Это своеобразный показатель динамики массовых настроений общества, отражающий ощущение незащищенности от неправомерных, несанкционированных законом действий милиции, прокуратуры, спецслужб, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и других. Идея была реализована совместно с Левадой-Центром. 

Надо сказать, что Индекс произвола правоохранительных органов, и прежде всего милиции, на протяжении всего времени проведения замеров остается достаточно высоким. Другими словами говоря, страхи и чувство собственной уязвимости от действий сотрудников органов внутренних дел у россиян весьма устойчивы.

Фонд "Общественный вердикт" и другие правозащитные организации регулярно получает обращения граждан, ставших жертвами должностных преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов. 

В частности, с момента создания нашего Фонда в его производстве оказалось более 350 дел подобного рода (обращений, естественно, на порядок больше). И свыше 90 процентов из них свидетельствуют о неправомерных действиях именно представителей милиции, как рядовых, так и начальствующих, — оперативных работников, участковых, сотрудников ППС, ГИБДД, следователей. Более того, в 70 процентах этих дел речь идет о противозаконном насилии — пытках, жестоком физическом и психическом обращении. 

Намеренно воздерживаюсь от конкретных примеров. Достаточно сказать, что в последнее время общество постоянно будоражат сообщения о должностных преступлениях работников милиции в отношении граждан. Каждый из таких скандальных случаев в отдельности может показаться экстраординарным, ужасным, но, на самом деле, большинство из них на сегодняшний день вполне типичны. 

С чем сталкиваются сотрудники фонда, когда берутся за правовое сопровождение этих дел? Прежде всего, с отсутствием системы эффективного расследования должностных преступлений, которые совершают правоохранители. Нередко стоит колоссальных усилий добиться возбуждения уголовного дела в отношении милиционера и проведения объективного расследования со стороны СКП при прокуратуре. 

Наиболее типичное нарушение в практике работы следственных органов — принятие незаконных решений об отказе в возбуждении уголовных дел, которые впоследствии отменяются вышестоящими инстанциями или судом. Не редки случаи, когда по такой цепочке приходится проходить по несколько раз, прежде чем уголовное дело все-таки возбуждается. На это уходят многие месяцы, а порой и годы работы сотрудников Фонда. 

Обычным явлением является также вынесение незаконных постановлений о приостановлении или даже прекращении производства по делам сотрудников милиции, которые в последующем отменяются вышестоящими инстанциями и признаются судом незаконными. Такое положение дел очень напоминает игру в пинг-понг.

Специалисты правового отдела Фонда "Общественный вердикт" стремятся защитить интересы наших заявителей в рамках официальных разбирательств и довести каждое дело до возможно максимального восстановления прав граждан. С этой целью проводится работа по изучению и оценке правовых норм и практики правоприменения. Вторая цель данного анализа также инструментальная — понять, что и как необходимо менять в работе правоохранительных органов России. 

Эти два направления — помощь конкретным пострадавшим от нарушений прав человека и системные изменения в правоохранительных органах — являются ключевыми для Фонда.

В настоящее время Фонд занимается комплексным изучением стандартов эффективного расследования жалоб граждан на пытки и жестокое обращение. Тематика стандартов эффективного расследования не является предметом широкой дискуссии в экспертном сообществе и в целом в нашем обществе, хотя ее значимость, и главное, поиск решений весьма актуальны в связи с реформированием МВД. 

Дело в том, что некоторые ключевые причины, которые снижают эффективность расследования сообщений о пытках и жестоком обращении, связаны с организацией работы милиции. В нашем исследовании мы стараемся разобраться, какова дистанция между стандартами эффективного расследования в понимании органов Совета Европы и российских следственных органов. 

По результатам исследования мы намерены рекомендовать те или иные управленческие и практические изменения в организации работы правоохранительных органов, реализация которых поможет России добросовестно выполнять обязательства, взятые на себя при ратификации Европейской Конвенции. 

Для внедрения в практику расследования международных принципов и стандартов, Фонд "Общественный вердикт" при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров (частная независимая благотворительная организация из США), подготовил пособие по международным стандартам расследования, многие из которых ранее не переводились на русский язык. Оно рассчитано на должностных лиц и юристов, работающих в сфере уголовного права и процесса. На основе этого пособия Фонд проводит тренинги для следователей прокуратуры.

Еще одно фундаментальное исследование Фонда связано с изучением представлений и точек зрения сотрудников правоохранительных органов относительно того, как может быть устроена система оценки деятельности милиции. Сейчас, в рамках запущенного реформирования милиции, этому направлению посвящены отдельное внимание и усилия. Для Фонда "Общественный вердикт" оно является приоритетным. И мы надеемся, что результаты этого исследования и рекомендации, которые мы разработаем, позволят наполнить квалифицированным содержанием диалог властей и правозащитного сектора в вопросе поиска решений на этот ключевой вопрос. 

Порочность существующих оценочных инструментов, основанных исключительно на внутриведомственных количественных показателях, давно признается как общественностью, так и самими сотрудниками милиции. Например, поощрения за количество раскрытых преступлений могут подталкивать сотрудников к получению необходимых признаний с использованием по отношению к обвиняемым незаконных методов. 

Мы же считаем, что одним из основных показателей должен стать уровень доверия населения к милиции, определяемый с помощью социологических методов. Подобные подходы с успехом используются в деятельности полиции ряда зарубежных стран. 

Безусловно, отчетность, основанная на количественных показателях, существовала, и будет существовать всегда. Но при этом ее нужно развести с системой оценок (в то время как сегодня в милиции это практически одно и то же) — оценивать надо не только и не столько количественный результат, но и полноту, качество процесса работы сотрудников милиции.

Мы видим настоятельную необходимость дополнительно вводить оценки таких показателей, которые ориентируют сотрудников МВД, прежде всего, на защиту человека. В процессе профессиональной и психологической подготовки у сотрудников милиции должна формироваться установка на то, что высшим нравственным смыслом служебной деятельности сотрудника является защита жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод человека. 

Изменение системы оценки деятельности сотрудников и подразделений милиции – важнейшее преобразование, без которого никакие реформы не дадут ожидаемых плодов. 

Общественный запрос на реформирование правоохранительных органов существует давно. Так, в ходе социологического опроса, проведенного Фондом "Общественный вердикт" и Левада-Центром еще в декабре 2007 года, об этом заявили три четверти респондентов. Причем, на преобразованиях в большей степени настаивала именно активная, квалифицированная, сравнительно обеспеченная часть российского населения. Осознается ли властями настоятельная потребность коренной реформы правоохранительных органов?  

В течение последнего периода произошли некоторые изменения, которые можно считать шагами, направленными на изменение положения в системе правоохранительных органов. Однако складывается впечатление, что предпринимаемые действия пока скорее являются точечной реакцией на скандальные происшествия, фигурантами которых то и дело становятся представители органов внутренних дел. Полагаем, что уже ближайшее время покажет, на самом ли деле предпринимается стратегическое реформирование МВД по логично выстроенному плану или все ограничится публичной имитацией преобразований. Но, разумеется, общественность не сидит, сложа руки, в ожидании результатов реформы, спущенной сверху. 

19 марта 2010 года в Москве состоялось совместное заседание Комиссии по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы Общественной палаты РФ и Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ. Коалиция правозащитных организаций представила здесь свою концепцию реформирования российской милиции (полный текст альтернативной "Концепции реформирования МВД РФ" можно прочесть здесь). В работе заседания приняли участие депутаты Госдумы, иностранные эксперты по проблемам правоохранительных органов из стран Западной и Восточной Европы.

Рабочая группа (Коалиция) правозащитных организаций по стратегии взаимодействия с органами внутренних дел и содействию реформированию МВД была создана по инициативе Фонда "Общественный вердикт" и Представительства Международной Амнистии в России осенью 2008 года. В нее вошли тринадцать организаций, которые рассматривают вопросы соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов в числе своих приоритетов. И Концепция реформирования МВД России – это итог коллективной аналитической работы по определению модели будущей системы МВД и основных принципов ее организации. В ней, в том числе, нашли отражение общественные настроения и ожидания, которые были определены в результате массовых опросов Фонда "Общественный вердикт", начиная с 2004 года.

Записал Александр Пилипчук