Борьба операторов с мобильными мошенниками грозит потерями крупным контент-провайдерам. Сотовые компании устали от того, что агрегаторы плохо следят за тем, кто работает на принадлежащих им коротких номерах. Как стало известно, российский сотовый оператор "ВымпелКом" раздумывает над тем, чтобы расторгнуть договор с агрегатором "Первый альтернативный" (А1). Применять более жесткие меры к своим партнерам обещают и МТС с "МегаФоном".
"ВымпелКом" рассматривает возможность расторжения партнерского контракта с компанией "Контент-провайдер "Первый альтернативный", рассказал источник в сотовом операторе. "Ряд делегированных агрегатору коротких номеров используется в мошеннических целях, а сама компания не принимает соответствующих мер для оперативного решения возникающих проблем", — жалуется собеседник. Весной "ВымпелКом" оштрафовал компанию А1 на 5 миллионов рублей за то, что часть делегированных им коротких номеров используется мошенниками.
У оператора действительно есть ряд претензий к партнеру, подтверждает пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева. Однако информацию о разрыве отношений с A1 г-жа Айбашева не подтвердила, заявив, что оператор находится в стадии принятия финального решения. В пресс-службе контент-провайдера сообщают, что сотрудничество с "ВымпелКомом" продолжается в рамках действующего договора "в штатном режиме". Предпосылок для разрыва отношений в компании не видят.
Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая заявляет, что у оператора пока нет оснований для прекращения сотрудничества с кем-либо из контент-провайдеров. Правда, совсем недавно компания решила штрафовать партнеров, в том числе и А1, из-за участившихся жалоб абонентов. "Весной мы уже штрафовали их на общую сумму 80 млн руб. и блокировали некоторые короткие номера", — отмечает г-жа Осадчая.
В "МегаФоне" заявляют, что компания не собирается разрывать отношения с А1. Пресс-секретарь компании Татьяна Иванова напоминает, что оператор уже отключил несколько коротких номеров агрегатора, а также штрафовал компанию. "Если эти меры не будут эффективными, мы будем рассматривать применение других, более жестких средств", — говорит г-жа Иванова. Она подчеркивает, что "МегаФон" может распространить эту практику и на других партнеров в случае, если возникнут проблемы.
Как отмечает начальник отдела по работе с бизнес-партнерами компании "ВымпелКом" Наталья Потапова, большой процент SMS-мошенничеств сейчас связан с интернет-вирусами, блокирующими работу операционной системы Windows. Вирус с приложением проникает на компьютер, блокирует систему и обещает вернуть доступ "за вознаграждение". Для этого пользователь должен отослать короткое SMS-сообщение на один из коротких номеров. Далее через агрегатора контента эти деньги поступают субподрядчикам, а через них — в фирмы-однодневки, большая часть которых зарегистрирована в офшорах.
На данный момент агрегаторы ужесточили контроль над фирмами, но, как отмечают операторы, мошенники нашли способ обойти систему, начав динамически менять короткие номера и префиксы к ним. Повышение активности в этой сфере подтверждают и в "Лаборатории Касперского", отмечая за последние две недели внушительный скачок популярности их внутреннего сервиса разблокировки (посещаемость страницы сайта выросла с 40 тыс. до 82 тыс. хостов в день). "Такая активность объясняется увеличением количества программ-блокеров. С начала прошлого месяца первенство по распространенности удерживают программы Trojan-Ransom.Win32.PinkBlocker и Trojan-Ransom.Win32.XBlocker, которые выводят на экран монитора порнобаннеры и блокируют работу Windows", — заявляют в компании.
Генеральный директор контент-провайдера Agregator Ltd Дмитрий Палановский утверждает, что деньги мошенникам достаются лишь в редких случаях. Заработанные фирмами средства перечисляются им на счета один раз в месяц, и если кого-то обвинили в мошенничестве, его счет блокируется для дальнейших разбирательств, а в случае доказанной вины деньги через оператора возвращаются пользователям.
Как сообщалось накануне, Госдума приняла в третьем чтении законопроект, разрешающий судебным приставам получать персональные данные граждан, в том числе абонентов сотовой связи.
Дума одобрила поправки в законы "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве". Эти поправки (опубликованы на сайте Думы) разрешают приставам получать персональные данные физических лиц — должников, пишут "Ведомости". Если должник — абонент сотового оператора, то пристав вправе сверить его имя, фамилию, отчество, узнать номер телефона и адрес, по которому зарегистрирован человек, говорит один из разработчиков законопроекта, председатель думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. О предоставлении приставам информации о переговорах абонента речь не идет, подчеркивает он. Списывать задолженность с абонентского счета нельзя, считает Плигин, хотя при наличии на счете крупных сумм (от 5000 рублей) вопрос можно обсуждать дополнительно, особенно если это связано с алиментными делами.
Между тем, приставы регулярно требуют от операторов персональные данные абонентов. В "Вымпелком" с июня 2009 года по май 2010 года поступило более 180 000 запросов от Федеральной службы судебных приставов (ФССП), рассказывали его представители; "Мегафон" c начала 2009 г. получил примерно столько же обращений, а МТС говорит о "нескольких сотнях тысяч" запросов приставов. Операторы отказывали ФССП, ссылаясь на закон "О персональных данных". По закону "Об исполнительном производстве" сотрудники ФССП вправе получать персональные данные, но процедура четко не прописана, замечает Плигин. Поправки изменят ситуацию, уверен он.