ПРАВО.ru
Новости
17 августа 2010, 13:05

Лишь замена "ми" на "по" в словах милиция и полиция обойдется налогоплательщикам в 13 млрд

Лишь замена "ми" на "по" в словах милиция и полиция обойдется налогоплательщикам в 13 млрд
Пока неизвестно, сколько будет стоить переименование органов внутренних дел. По самым скромным оценкам замена "ми" на "по" обойдется налогоплательщикам в 13 млрд рублей

Подсчет расходов бюджета в связи с переименованием российской милиции в полицию сделали журналисты журнала "Деньги". Хотя 7 августа для всеобщего обсуждения был представлен проект федерального закона "О полиции", на вопрос, сколько будет стоить намеченное преобразование органов внутренних дел, пока не могут ответить даже авторы нового документа. По самым скромным оценкам замена "ми" на "по" обойдется налогоплательщикам в 13 миллиардов рублей.

Рассуждать о том, во что обойдется налогоплательщикам переименование милиции в полицию, начали сразу после того, как это решение было обнародовано. Именно что рассуждать: никаких, даже приблизительных экспертных оценок переименования до сих пор нет. И это странно, потому что, когда принимаются решения такого уровня и готовится законопроект, разработчики обычно указывают в пояснительной записке к документу, как и из каких средств будет финансироваться задуманное. А если, к примеру, принятие того или иного законопроекта не требует дополнительных расходов, об этом так и пишут в заключительной части пояснительной записки к документу.

К сожалению, из пояснительной записки к проекту федерального закона "О полиции", официально опубликованной в "Российской газете" 7 августа, следует лишь, что финансовое обеспечение деятельности полиции является расходным обязательством Российской Федерации, а финансирование будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Ни слова об увеличении существующих бюджетных расходов в записке нет. Справедливости ради стоит заметить, что и про экономию бюджетных средств там тоже ничего не написано.

Как следует из слов заместителя главы МВД Сергея Булавина, над законопроектом трудились юристы, общественники, представители Государственной думы и Совета федерации, а также милиционеры-практики. Можно предположить, что эти разработчики пока что сами не знают, во что казне обойдется новый закон. По сути, это подтвердили в МВД. Заместитель начальника управления общественных связей МВД Олег Ельников высказался так: "Что сейчас считать, если неизвестно, что будет. Я не знаю человека в министерстве, который мог хотя бы прикинуть, что будет".

Однако если вспомнить о том, что представленный закон "О полиции" — это лишь один из этапов реформы МВД, указ о которой был подписан президентом в декабре прошлого года, то кое-какие оценки найти все-таки можно. Министр финансов Алексей Кудрин оценил тогда будущую реформу примерно в 200 миллиардов рублей, а глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев — в 600 миллиардов. Правда, в тот момент еще и речи не было о переименовании защитников правопорядка из милиции в полицию, и никто не предполагал, что надо будет менять практически всю милицейскую атрибутику.

Видимо, предвосхищая нездоровый ажиотаж, на эту тему в своем микроблоге 7 августа высказался Дмитрий Медведев, представляя законопроект. По словам президента, "никаких срочных мер по замене табличек, перекраске машин, как и спецбюджета на это, не будет. Здесь вопрос содержания, а не формы".

С одной стороны, нехорошо подвергать слова главы государства сомнению, а с другой стороны, в опубликованном законопроекте все не так однозначно. В проекте документа действительно содержится пункт 8 (статья 56 — "Переходные положения"), который разрешает милиционерам "до 1 января 2012 года использовать служебные удостоверения, бланки, печати и штампы милиции", а также пункт 9, разрешающий "сотрудникам полиции до утверждения Правительством образцов форменной одежды сотрудника полиции и установления сроков обеспечения соответствующим вещевым имуществом ношение форменной одежды сотрудника милиции".

То есть речь идет лишь о разрешении использовать старые атрибуты, а не о том, что они будут заменяться, к примеру, согласно плану, по мере расходования или по пришествии в негодность. А про таблички, кстати, в законопроекте и вовсе ничего не сказано. Хотя можно, конечно, представить, что в течение какого-то обозримого срока оба названия будут существовать параллельно и в то же время вместе. Есть же у нас уже ГАИ-ГИБДД или РОСТО-ДОСААФ, будет и милиция-полиция. И не трудно себе представить, как, согласно законопроекту, милиционеры напишут заявления о переходе на службу в полицию и уже на следующий день как полицейские перейдут на работу в полицию. А то, что на их отделе будет вывеска "милиция", а сами они по-прежнему будут с милицейскими удостоверениями и в милицейской форме,- ерунда, главное ведь не форма, а содержание.

Другое дело, что рано или поздно, если законопроект станет законом, все равно придется печатать новые бланки, шить новую форму, изготавливать новые печати и перекрашивать автомобили.

Милицейская статистика — вещь особенная. На официальном сайте МВД опубликованы подробные отчеты о количестве выявленных преступлений за разные периоды, но, к сожалению, нигде не раскрывается подробно, сколько в каком подразделении служит в настоящее время милиционеров, сколько им требуется комплектов обмундирования, печатей, бланков и прочей атрибутики. Не публикуются также данные о количестве милицейских офисов и автомобилей. Но прикидочно оценить объем будущей работы по превращению милиции в полицию все-таки можно, даже отталкиваясь от известной цифры численности структур МВД по состоянию на 2009 год — 1,325 млн человек. Согласно планам реформы, численность МВД планируется сократить на 20%, то есть на 260-265 тыс. человек, в итоге останутся 1 млн 60 тыс. человек.

Для начала сотрудников предстоит переодеть. Пока неизвестно, сколько будет стоить новая полицейская форма (и как она будет выглядеть), но вряд ли дешевле, чем форма, которая используется сейчас. Если взять средние оптовые цены, которые предлагают компании по пошиву форменной одежды для военных и милиционеров, то получится, что один комплект зимней формы сотрудника обходится примерно в 2 тыс. руб., а летней — около 1,5 тыс. руб. Таким образом, если на каждого сотрудника закупить по два комплекта летней, по два комплекта зимней и по одному комплекту парадной формы (примем ее цену за 2 тыс. руб), то получится всего 11,99 млрд рублей. Согласно проекту закона "О полиции", каждый сотрудник полиции должен иметь служебное удостоверение и специальный жетон с личным номером (ст. 25, п. 6). Какими они будут — пока непонятно, но наверняка защищенными от подделок. Если принять стоимость удостоверения и жетона за 500 руб., то на их изготовление уйдет еще не менее 500 млн руб.

Милиционеры, вернее, полицейские, должны на чем-то ездить, соответственно, их машины тоже должны выглядеть как полицейские. Если всю машину не перекрашивать, а просто закрасить надпись "милиция" и по трафарету нанести сверху надпись "полиция", то, по мнению владельца одной из московских станций по ремонту и окраске автомобилей, такая работа обойдется в 1,5 тыс. руб. за одну надпись среднего размера. Если использовать специальные пленки (600 руб. за кв. м), то с учетом работы выйдет примерно столько же. Если представить, что на каждые 50 сотрудников МВД приходится приблизительно один автомобиль с надписями "милиция", а этих надписей на каждой машине минимум две (по бокам), то получается еще примерно 65 млн руб. Примерно столько же уйдет и на вывески, если их делать скромными — по 3 тыс. руб. за штуку. Сколько уйдет на изготовление бланков и печатей, даже приблизительно оценить сложно, но будем считать, что это еще 100 млн руб. В итоге получается около 13 млрд руб. только прямых расходов на переименование. И эту сумму, видимо, следует прибавить к тем 200-600 млрд. руб. (в зависимости от того, кому больше доверять: финансисту Кудрину или бывшему милиционеру Васильеву), в которые оценивается реформа МВД в целом.

Пока практически ничего не известно, как будет обстоять дело с мотивацией полицейских. Если предположить, что полицейский, как более ответственный и более профессиональный, чем его коллега и предшественник милиционер, будет получать в среднем хотя бы на 5 тыс. руб. в месяц больше, то это потребует увеличения финансирования МВД на 5,45 млрд руб., причем ежемесячно. Кроме того, можно предположить, что МВД также предстоят и другие расходы. Распрощавшись с советским милицейским прошлым, видимо, придется заодно проститься и с теми светлыми образами честных, порядочных, скромных и профессиональных милиционеров, которые десятилетиями создавались советской литературой и кинематографом, привлекая на работу в милицию молодых людей и создавая хоть какой-то положительный образ милиционера. Такие легендарные советские герои, как Глеб Жеглов, следователь Знаменский, инспекторы Томин и Лосев, да даже сам Дядя Степа в качестве примера уже не годятся хотя бы потому, что они целиком из советского прошлого.

Собственных же примеров положительных полицейских у нас пока что нет — за неимением полиции. Даже относительно современные веселые и находчивые "менты" и "опера" из одноименных сериалов, и те — милиционеры с советскими корнями. Полагаться на зарубежных героев-полицейских в исполнении Брюса Уиллиса или Жана Рено — непатриотично, поэтому придется снова писать и снимать кино уже про наших новых правильных полицейских. И скорее всего, тоже за бюджетные деньги.

В законопроекте "О полиции", который сейчас широко обсуждается, важным критерием в оценке работы правоохранителей станет мнение граждан. Простым людям отчеты неинтересны, для них важнее, чтобы на улицах был порядок. Если в округе прохода нет от хулиганов, в соседних домах процветают наркотические точки, никакой отчет не убедит жителей, что их милиция работает хорошо. Сторонники замысла назначать местных полицейских начальников по выбору граждан приводят в пример американский опыт с их шерифами. В этой связи есть два предложения: выбирать участковых уполномоченных или глав муниципальных органов полиции. Скажем, начальников райотделов. Вариант с участковыми можно назвать компромиссным. На своем участке такой инспектор отвечает за все, и было бы логичным отдавать на суд избирателей этого самого близкого к народу стража правопорядка. Есть у этого предложения и противники. Высказываются сомнения, не сломает ли это строгий порядок подчиненности сотрудников милиции.