ПРАВО.ru
Новости
12 октября 2010, 18:36

Госдума введет электронные технологии при процедурах банкротства

Госдума введет электронные технологии при процедурах банкротства
Поправки в ФЗ "О банкротстве" касаются применения информационно-телекоммуникационных технологий в ходе процедур банкротства

Сегодня Комитет Госдумы по собственности предложил палате принять к рассмотрению законопроект № 430965-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".

Документ, внесенный главой комитета Виктором Плескачевским, касается применения информационно-телекоммуникационных технологий в ходе процедур банкротства.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, его концепцией является необходимость уточнения ряда положений законодательства о несостоятельности, связанных с применением информационно-телекоммуникационных технологий в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве: проведением торгов по продаже имущества должника в электронной форме, а также с полномасшабным введением в действие Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее — ЕФИР).

1. В связи с тем, что ЕФИР представляет собой комплексную информационную систему, объективной является необходимость поэтапного введения в действия ЕФИР по территориальному принципу в целях недопущения нарушения прав и законных интересов участников процедур, применяемых в деле о банкротстве, и третьих лиц в ходе информационного обмена. Для этого в законопроекте предлагается предоставить полномочия регулирующему органу до введения в эксплуатацию ЕФИР в полном объеме (1 июля 2011 г.) определять:
территорию (субъекты Российской Федерации), на которой у арбитражных управляющих возникает обязанность использовать ЕФИР для публикации сведений о банкротстве;
срок и этапы введения ЕФИР в эксплуатацию на всей территории Российской Федерации;
стоимость размещения сведений в ЕФИР.

2. В соответствии с пунктом 21 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон
"О несостоятельности (банкротстве)" положения Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее — Закон о несостоятельности) (абзац второй пункта 7 статьи 110 и пункт 3 статьи 111), устанавливающие, что торги по продаже имущества должника проводятся в электронной форме, применяются по истечении ста двадцати дней после дня утверждения регулирующим органом требований к электронным площадкам, требований к операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме, порядка определения соответствия электронной площадки и оператора электронной площадки установленным требованиям, порядка проведения открытых торгов в электронной форме.
Указанные требования, порядок подтверждения соответствия операторов установленным требованиям и порядок проведения открытых торгов в электронной форме определены приказом Минэкономразвития России, который утвержден
15 февраля 2010 г. Однако, учитывая, что данный приказ был опубликован только 2 июня 2010 г. в Российской газете (№ 118) и граждане и организации не имели возможности с ним ознакомиться в течение указанного стодвадцатидневного срока, необходимо уточнить дату с которой, применяются абзац второй пункта 7 статьи 110 и пункт 3 статьи 111 — 1 ноября 2010 г.
Неоднозначным является вопрос применения указанных положений Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" к отношениям по организации торгов по продаже имущества должника в случае, если по состоянию на дату, с которой применяются абзац второй пункта 7 статьи 110 и пункт 3 статьи 111, торги уже объявлены.
С учетом изложенного законопроектом предлагается установить, что абзац второй пункта 7 статьи 110 и пункт 3 статьи 111 Закона о несостоятельности не применяются к отношениям по продаже имущества должника на торгах, если сообщение о продаже имущества должника опубликовано до даты, определенной законопроектом.

3. В соответствии с пунктом 2 статьи 207 Закона о несостоятельности за счет средств должника в размере фактических затрат осуществляется оплата почтовых расходов, расходов, связанных с государственной регистрацией прав должника на недвижимое имущество и сделок с ним, расходов на оплату услуг лиц, привлечение которых является обязательным — оценщика, реестродержателя, аудитора. Учитывая, что привлечение оператора электронных торгов также является обязательным для проведения торгов в электронной форме, представляется целесообразным предусмотреть, что услуги оператора электронной площадки оплачиваются за счет средств должника в размере фактических затрат.

4. В связи с отсутствием полномочий регулирующего органа в законодательстве о несостоятельности (банкротстве) на момент утверждения приказа Минэкономразвития России от 15 февраля 2010 г. № 54 о порядке проведения электронных торгов определять требования к ответственности операторов электронных площадок данный вопрос остается неурегулированным. Кроме того, Законом о несостоятельности не предусмотрено функций уполномоченного органа по определению порядка проведения закрытых электронных торгов. В этой связи необходимо предусмотреть в законопроекте функции регулирующего органа по:
утверждению требований к обеспечению ответственности операторов электронных площадок;
утверждению порядка проведения закрытых электронных торгов.

При этом положения Закона о несостоятельности, касающиеся проведения закрытых торгов в электронной форме, будут применяться с 1 марта 2011 года.