ПРАВО.ru
Новости
26 октября 2010, 12:37

Отличившихся на уборке картошки заключенных отпустили по домам

Отличившихся на уборке картошки заключенных отпустили по домам
Отличившихся на уборке картошки заключенных отпустили по домам Фото с сайта www.tervenichi.ru

В Забайкальском крае три арестанта, отличившихся на уборке картошки, получили очень необычное поощрение — отпуск домой. На несколько дней они стали практически свободными людьми, пишет "Российская газета".

Их пример может дать надежду и другим арестантам по всей стране, кто хорошо себя ведет в тюрьме. Возможно, служба исполнения наказаний вернется к более широкой практике отпусков с выездом за пределы зоны для осужденных.

Как сообщили в Федеральной службе исполнения наказаний, в начале октября в Забайкальском крае завершила работу по заготовке картофеля для местных зон бригада из 40 арестантов, собранных с нескольких колоний-поселений. Все члены бригады были приняты на работу по договору, каждый из них получил зарплату — 7600 рублей. А трех осужденных — А. Бабичева, В. Басова и В. Веселкова — по решению начальника управления еще и отправят в отпуска за трудолюбие. Незадолго перед этим в отпуске побывал и осужденный из исправительной колонии общего режима N 10 в городе Краснокаменск.

- В сентябре осужденный к 8 годам лишения свободы Руслан Ясентаев возвратился в колонию из поселка Дарасун Карымского района, где находился в ежегодном оплачиваемом отпуске, — сообщает тюремное ведомство. — В соответствии со статьей 97 Уголовно-исполнительного кодекса осужденные к лишению свободы, содержащиеся в исправительном учреждении, могут выезжать как в краткосрочный, так и в длительный отпуск.

Как рассказывают представители службы исполнения наказаний, осужденный провел в колонии два года и положительно зарекомендовал себя по месту работы. Поэтому начальство разрешило ему съездить в отпуск — в соседний район Забайкальского края, где живут его жена и дети.

- Осужденный Ясентаев приехал в семью не с пустыми руками, — рассказывают граждане начальники. Восемь тысяч рублей для семьи поддержка немалая: двух детей в школу собрать, помочь семье подготовиться к зиме.

Со слов осужденного, за двенадцать дней отпуска в доме было чем заняться: успел крышу подлатать, дров на зиму заготовить. В дальнейшем местное управление тюремного ведомства планирует продолжить практику выезда осужденных в ежегодные отпуска. К слову, некоторое время назад арестантам довольно часто разрешали съездить в отпуск домой. Однако потом практику ограничили. Как правило, "вольную" на время отпуска давали арестантам из колоний-поселений. В остальных случаях выезды были делом исключительным. Похоже, времена могут измениться. Правда, при любом раскладе всех подряд отпускать точно не будут. Это право надо заслужить. И еще важный нюанс: отпуск дают только тем, кто работает. Провести отпуск арестант может и внутри колонии, для этого в зонах создаются специальные уголки уюта. Один из таких "домов отдыха" открыли недавно в колонии N 5 в Архангельской области.

- Кроме мягкой мебели здесь есть и телевизор с 37 каналами, — сообщают в тюремном ведомстве, — любители хорошего кино могут посмотреть его на DVD. Есть здесь и отдельная полностью укомплектованная кухня. Отправившись в отпуск, можно готовить еду здесь и не посещать столовую колонии.

Одновременно жить здесь могут до десяти отпускников. Не в тесноте и не в обиде.

Сейчас по инициативе Минюста в тюремном ведомстве проводят обширную программу по гуманизации системы исполнения наказаний. Глава ведомства Александр Реймер постоянно проводит ревизии колоний в различных регионах страны. И в первую очередь контролирует, как обеспечен нормальный быт заключенных, как обеспечены положенные им по закону права.

Как пояснили эксперты из тюремного ведомства, отпуска арестантам предусмотрены в Уголовно-исполнительном кодексе. При этом в законе четко указано, что расходы осужденного на поездку оплачиваются им из собственных средств. Либо дать денег на дорогу может кто-то еще, например, родной и близкий человек. При этом время отпуска засчитывается в срок, что арестанту должно быть особо приятно.

Однако особо опасным рецидивистам поездка к морю из тюрьмы не грозит. Как сказано в кодексе, выезды за пределы зоны в отпуск запрещены осужденным при особо опасном рецидиве преступлений. Вместе с ними закрыты двери в отпуск для пожизненно осужденных, больных открытой формой туберкулеза, осужденных, не прошедших полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании, ВИЧ-инфицированных арестантам.

Сам же порядок разрешения осужденным выездов за пределы исправительных учреждений прописан в правилах внутреннего распорядка зон. Согласно нему, разрешение на выезд за пределы колонии дает начальник зоны.

Как сказано в документе, длительные выезды на время ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляются по заявлению осужденного согласно графику. Подчеркнем, что это теория. А она в свою очередь сильно зависит от практики. Если у осужденного по графику отпуск, это не значит, что он помашет зоне ручкой. Отпускники могут провести это время и в специальных пансионатах при колониях. Такие уголки тюремного уюта немногим отличаются от обычных арестантских общежитий, разве что график там не такой строгий.

Если же арестанту все-таки разрешат глотнуть воздуха свободы, билеты он купит самостоятельно. Но, как сказано в правилах, в необходимых случаях администрация учреждения оказывает ему в этом содействие.

На период выезда осужденный имеет право получить принадлежащую ему гражданскую одежду и обувь. В суточный срок по прибытии к месту назначения осужденный обязан явиться в дежурную часть милиции, а в сельской местности — к участковому уполномоченному милиции и отметиться.

Не будучи формально утвержденной правительством, Концепция развития уголовно-исполнительной системы в РФ до 2020 года уже начала претворяться в жизнь. В частности, полным ходом идет "великое переселение" осужденных в рамках обеспечения раздельного содержания отбывающих первый срок и рецидивистов. Переселенцем стал каждый пятый отбывающий наказание в виде лишения свободы. После активных действий по реформированию пенитенциарной системы в начале 90-х годов — тогда, например, впервые были законодательно закреплены права осужденных — последние 15 лет тюрьма вышла из фокуса внимания властвующей элиты и общественности. Если в советское время физическое ограничение свободы и применение силы были одними из ключевых техник власти, то сегодня власть научилась воспроизводить себя через рынок, вспоминая о тюрьме лишь в крайних случаях, когда рыночных механизмов господства оказывается недостаточно (как в случае с ЮКОСом). В условиях отсутствия должного внимания проблемы в сфере исполнения наказаний только накапливались: и в находящихся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) следственных изоляторах, и в тюрьмах с колониями. Достаточно вспомнить несколько резонансных смертей находившихся под следствием лиц (юриста Hermitage Capital Сергея Магнитского, Веры Трифоновой).