Вчера президент Дмитрий Медведев на совещании по проблемам транспортной ситуации в Москве поручил доработать комплексный план разгрузки города от пробок. Сергей Собянин был предупрежден о самоуправстве московских чиновников.
Открывая совещание, Дмитрий Медведев сразу объяснил, что проблема возникла из-за взрывного развития автотранспорта в начале 90-х годов, но сразу отметил, что "комплексного и системного подхода к решению этих вопросов у нас никогда не было". Президент назвал три причины для безотлагательного решения проблемы столичных пробок: москвичи и приезжие должны ощущать себя в городе комфортно, надо повысить безопасность дорожного движения, Москве без решения проблемы пробок никогда не стать мировым финансовым центром.
Варианты решения проблемы московского транспортного коллапса (они были выработаны за неделю с момента совещания с Сергеем Собяниным сразу после его инаугурации) изложил министр транспорта Игорь Левитин. Он предложил сузить полосы дорожного движения с 3,75 м до 3,30 или 3,50 м, отдав получившиеся дополнительные полосы под общественный транспорт, оптимизировать работу светофоров, создав "зеленые волны" в область и из области, ликвидировать наземные пешеходные переходы и светофоры на федеральных дорогах в пределах 20 км от МКАД. Кроме того, он предложил ограничить движение в Москве иногородних автобусов, построив еще четыре автовокзала (сейчас в Москве один) с удобной пересадкой пассажиров на электропоезда и метро.
Не были забыты и грузовики. Министр предложил ограничить их въезд в столичный регион с 7.00 до 22.00 по рабочим дням и круглосуточно в выходные и праздничные дни (напомним, что сейчас уже ограничен въезд грузовых машин в пределы Садового кольца). Перевозчики должны будут создавать "логистические краткосрочные запасы". Наконец, министр предложил заменить пассажирские микроавтобусы в Москве на более вместительные, связать Москву и область скоростными электропоездами, которые обойдутся дешевле, чем удлинение линий метро. Он также повторил предложение экс-мэра Юрия Лужкова пустить электрички по московскому грузовому железнодорожному кольцу.
Сергей Собянин все эти предложения поддержал, в том числе идею разгрузки от грузовиков МКАД, где они составляют около 30% потока. Из слов мэра следовало, что это можно сделать, если вывести из города оставшиеся таможенные, грузовые терминалы железной дороги, логистические терминалы. "Около 70% складских помещений России сосредоточено в Москве. Такой объем логистической перевалки невозможно обеспечить на таком маленьком пятачке",- объяснил он.
Он выделил и проблему строительства в центре Москвы гаражей и паркингов, чтобы избавить улицы Москвы от зачастую запаркованных в два ряда автомобилей (с этой причиной пробок мэр знакомился на улицах Москвы с утра). "Здесь нужно наводить серьезный системный порядок, но не только административными мерами, но и строительством новых площадей для размещения автомашин",- пояснил мэр. При этом он обратил внимание на то, что "Москва-Сити" рассчитан на 300 тысяч рабочих мест, но при этом в настоящее время там предусмотрено лишь 30 тыс. парковок. Мэр пообещал уже в ближайшее время без дополнительного строительства выделить дополнительные полосы для общественного транспорта. Также в планах снести около 600 ларьков, которые были построены вдоль дорог без разрешения Мосархитектуры, а также устранить 1,5 тысячи уже выявленных им узких мест на московских дорогах.
Наконец, Сергей Собянин заявил и о необходимости создания интеллектуальной системы управления автомобильным движением. Такие системы распространены в мире и основаны на автоматическом управлении светофорами в зависимости от трафика. Кстати, в декабре 2001 года Юрий Лужков знакомился с работой такой системы в департаменте парижской мэрии. Однако он нашел в ее работе изъяны и с указкой в руке объяснил их французам. Они, правда, с его доводами не согласились. Сергей Собянин вчера сообщил, что из 2,05 тыс. светофоров в столице централизовано управляются только 300 и что в течение многих лет "в это хозяйство не вкладывалось ни копейки". Мэр также сообщил, что ускорит строительство более 200 подземных пешеходных переходов, проекты которых уже находятся в разработке. Вместо удлинения линий метро Сергей Собянин предложил ежегодно строить в Москве примерно 15 км новых линий метро. Это строительство он сразу оценил от 45 млрд до 50 млрд руб. в год. Мэр также доложил, что решать проблемы руководство Москвы будет вместе с руководством Московской области и Минтрансом в создаваемом координационном совете.
Президент остался доволен всеми предложениями. Он назвал решение транспортной проблемы в Москве "тестом на дееспособность власти" в стране. При этом, по его словам, решению проблемы не помогут отдельно административные или нормативные меры или деньги. Тут опять досталось Юрию Лужкову. "Я помню слова вашего предшественника: "Дайте мне пару триллионов рублей, я это все решу". И что? Всем понятно, что это просто способ не решать проблемы",- заявил президент. Прошелся он и по градостроительной политике экс-мэра: "Мы сейчас не сможем сносить новые дома, которые были построены бездумно и беспощадно и для самих жителей, и для окружающей среды. Ситуация исковерканная, но ею придется заниматься". При этом он предостерег нового мэра от самоуправства московских чиновников. "Московское правительство — это большое количество людей, своя бюрократия, сами понимаем, что может происходить. Мы с вами здесь посовещаемся, а новые терминалы, новые торговые помещения, склады будут все открываться и открываться,- заметил он,- но Москва не безразмерная. Поэтому дайте жесткое указание всем вашим службам, чтобы такие решения принимали вы лично, а то завтра проснетесь, а опять половина Москвы отдана под соответствующие объекты".
Мэр Москвы Сергей Собянин 26 октября на заседании городского правительства объявил о ряде ключевых назначений. Важные посты Сергей Собянин отдал выходцам из федеральных госструктур. Некоторые соратники Юрия Лужкова останутся в мэрии на менее значимых должностях. Собянин впервые в новой роли мэра провел заседание правительства Москвы и объявил о назначениях на уровне вице-мэров. Если у Лужкова было пять первых и четыре простых заместителя, то теперь при сохранении общего числа замов будет лишь один первый вице-мэр — Владимир Ресин. Как рассказывал чиновник правительства, сохранение поста гарантировал Ресину лично премьер Владимир Путин на встрече 30 сентября. Понижены до простых замов Людмила Швецова (куратор социальной политики), Юрий Росляк (экономика), Петр Бирюков (ЖКХ). Сергей Байдаков и Владимир Силкин займут позиции еще ниже — префектов Центрального и Северного административных округов. На освободившиеся посты Собянин поставил федеральных чиновников. Пост вице-мэра — руководителя аппарата получила давняя соратница Собянина со времен работы в Тюмени, его заместитель в аппарате правительства России Анастасия Ракова (ее предшественник Виктор Коробченко станет советником мэра). Впервые у мэра Москвы появится заместитель по развитию транспорта и дорожного строительства. На эту позицию пригласили замминистра транспорта Николая Лямова.