ПРАВО.ru
Новости
3 ноября 2010, 15:41

"Ростелеком" отсудил в ВАС право не платить штрафы за непредоставление счетов абоненту

"Ростелеком" отсудил в ВАС право не платить штрафы за непредоставление счетов абоненту
"Ростелеком" отсудил в ВАС право не платить штрафы за непредоставление счетов абоненту Фото Право.Ru

Высший Арбитражный суд во вторник на президиуме вынес прецедентное решение в пользу телекоммуникационных компаний, которые не будут нести ответственность за непредоставление абонентам счетов на оплату услуг междугородной и международной телефонной связи.

ВАС рассмотрел спор между компанией "Ростелеком" и Роскомнадзором по Свердловской области.

О подробностях работы президиума рассказывает корреспондент "Право.Ru" Елена Шарпаева. Дело зарегистрировано под номером ВАС-6971/10.

На президиуме по делу докладывал судья Анатолий Березий.

В "Ростелекоме" была проведена проверка в связи с заявлением гражданина, которому не доставляли полгода счета

С 21 по 29 августа 2009 года Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области провело проверку общества, установив, что "Ростелеком" за период с января по июнь 2008 года не осуществлял  абоненту доставку счетов на оплату услуг междугородной и международной телефонной связи. 

Проверка была проведена по заявлению господина С. Класса. В результате проверки были составлены акт и протокол об административном правонарушении, после чего Роскомнадзор обратился в суд о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ — осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Непредоставление счетов абонентам нарушает требования пункта 116 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2005 года, и пункта 5 условий лицензии.

Кассационная инстанция оказалась не на стороне "Ростелекома"

Арбитражный суд Свердловской области и Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассматривая дело, отказали Роскомнадзору в удовлетворении требований. Во-первых, не была доказана вина "Ростелекома" в непредоставлении счетов абоненту, а во-вторых, истек 2-месячный срок давности, когда можно было привлечь общество к административной ответсnвенности по статье 4.5 КоАП РФ.  

Однако кассационная инстанция решение нижестоящих судов отменила. Суд удовлетворил требование госоргана. Компании вменили штраф в 30 тысяч рублей. Кассационная инстанция посчитала, что компания не обеспечила надлежащий контроль за доставкой счетов абонентов, которую осуществляют третьи лица.

Кроме того, по мнению кассационной инстанции, поскольку совершенное обществом правонарушение посягало на права потребителей, срок давности по части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет не 2 месяца, а один год.

Коллегия судей ВАС: постановление ФАС Уральского округа вынесено за пределами срока исковой давности

По мнению коллегии судей ВАС, кассационная инстанция вынесла постановление за пределами срока давности, так как последнее нарушение состоялось в июне 2008 года, а постановление кассационной инстанции было вынесено 19 февраля 2010 года.

Кроме того, было отмечено, что данное правонарушение не является длящимся, а является оконченным по истечении десятидневного срока с даты выставления счетов за каждый месяц, установленного правилами оказания услуг связи.

В силу того, что постановление было вынесено за пределами срока давности, это является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Однако, по мнению коллегии судей ВАС, примененный апелляционной инстанцией 2-месячный срок давности для заявления таких исков не является верным.

"Ростелеком" призвал суд не давать повода для санкционирования потребительсткого экстремизма

В своем выступлении на заседании президиума ВАС представитель "Ростелекома" отметил, что кассационная инстанция вышла за пределы полномочий, удовлетворив требование госоргана, так как срок давности истек. Кроме того, по мнению представителя компании, в данном случае следует применять 2-месячый срок давности, поскольку действия потребителя доказывают факт, что тот намеренно не оплачивал счета в течение полугода и не обращался в компанию, не получая их по почте. При этом в действиях "Ростелекома" отсутствует правонарушние, так как компания доставляет корреспонденцию гражданам через третьих лиц, выборочно проверяя счета.

В связи с этим представитель "Ростелекома", называя знаковым это дело, попросил президиум оставить в силе решение судов первой и апелляционной инстанций. Роскомнадзор этим делом инициирует потребительский экстремизм, отметил представитель от компании.

Президиум ВАС оставил в силе решение первой инстанции и постановление апелляционного суда.