Госдума зарегистрировала законопроект № 462911-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"", внесенный руководителями Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству В. Плигиным и А. Москальцом, сообщается в материалах палаты.
Как отмечается в пояснительной записке к проекту, он подготовлен в целях предотвращения "фактического лишения" гражданства Российской Федерации сугубо в административном порядке — посредством так называемого "изъятия паспортов" — в случаях выявления уполномоченными подразделениями Федеральной миграционной службы РФ или ее территориальных органов фактов выдачи отдельным лицам паспортов гражданина РФ и (или) иных основных документов, удостоверяющих наличие российского гражданства, с нарушением соответствующих процедур, предусматривавшихся Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-I "О гражданстве Российской Федерации" или предусмотренных ныне действующим Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
До настоящего времени достаточно часто возникали ситуации, когда отдельным лицам (бывшим гражданам СССР, проживавшим на момент распада Советского Союза не в РСФСР, а на территории других союзных республик), получившим в уполномоченных государственных органах России документы о приобретении гражданства РФ в период после 6 февраля 1992 года (т.е. после вступления в силу прежнего Закона РФ от 28 ноября 1991 года № 1948-I "О гражданстве РФ"), отказывалось в выдаче новых общегражданских паспортов гражданина РФ во время очередной замены этих основных документов (например, по достижении лицом 20 или 45 лет, при смене фамилии, при заключении или расторжении брака и т. п.).
При этом отказы в выдаче новых общегражданских паспортов или иных основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, возникали и возникают, как правило, по мотивам отсутствия в информационных реестрах компетентных государственных органов (МИД России, МВД России, ФМС России) сведений, подтверждающих наличие у обозначенных выше лиц российского гражданства, и (или) вследствие установления сотрудниками Федеральной миграционной службы фактов неприобретения либо неправомерного оформления российского гражданства этим лицам в предыдущие годы, — в том числе и в случаях нарушения установленных процедур выдачи указанных паспортов и иных документов самими должностными лицами органов, которые были уполномочены на осуществление таких функций в предшествующий период (сотрудники паспортных столов и др.).
Число российских общегражданских паспортов, объявленных недействительными по мотивам нарушения установленного порядка выдачи этих паспортов в период 90-х — 2000-х годов к настоящему времени составляет 65 тысяч, — из них порядка 34 тысячи таких паспортов были изъяты. Кроме того, каждый год выявляется примерно 10 тысяч фактов выдачи паспортов гражданина РФ лицам, не прошедшим в установленном порядке процедуру приобретения гражданства России.
Законопроект предусматривает, что если при выдаче российских паспортов в 1990-х — начале 2000-х годов соответствующие процедуры даже и были определенным образом нарушены, то лица — владельцы этих паспортов — не могут считаться обладателями российского гражданства исключительно в тех случаях, когда данные нарушения связаны с противоправными и виновными действиями собственно этих лиц, направленными на неправомерное получение ими гражданства нашей страны и подтверждающих это документов, и только тогда, когда такая вина доказана в судебном порядке, а соответствующий судебный приговор или соответствующее решение суда вступили в законную силу. К дополнительным обстоятельствам, когда приобретение российского гражданства указанными лицами в упомянутой ситуации считается несостоявшимся, законопроект относит выражение ими в установленном порядке добровольного волеизъявления о выходе из гражданства Российской Федерации либо прекращение их российского гражданства по иным основаниям, предусматривавшимся Законом 1991 года "О гражданстве РФ", предусмотренным действующим Федеральным законом "О гражданстве РФ" или международным договором Российской Федерации, а также приобретение ими в установленном порядке гражданства Российской Федерации по иным основаниям, установленным Законом 1991 года "О гражданстве РФ" или нынешним Федеральным законом "О гражданстве РФ".
Законопроектом предусматривается введение нового основания для приобретения гражданства РФ — по специальному указанию Федерального закона "О гражданстве РФ", — т.е. когда согласно вновь вводимой в данный закон норме устанавливается, что после вступления будущего Федерального закона (соответствующего законопроекту) в силу лица, ранее являвшиеся гражданами СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и получившие до 1 июля 2002 года паспорта гражданина России или иные документы, удостоверяющие гражданство Российской Федерации, без соблюдения (на тот момент) процедур, установленных прежним Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-I "О гражданстве РФ", и без соблюдения соответствующих процедур, предусмотренных ныне действующим Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве РФ", — являются гражданами РФ (в силу вышеобозначенной будущей новой нормы действующего Федерального закона "О гражданстве РФ").