В конце минувшей недели Комитет Госдумы по конституционному и госстроительству предложил палате принять во втором чтении президентский проект федерального конституционного закона № 306985-5 "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". Рассмотрение этого законопроекта должно состояться, предположительно, в среду, 26 января.
Законопроект был внесен в Государственную Думу 29 декабря 2009 года и принят в первом чтении ровно год назад, 29 января 2010 года.
Проект ФКЗ подготовлен во исполнение поручения Президента РФ Дмитрия Медведева по итогам VII Всероссийского съезда судей, которым предусматривалась разработка новой редакции федерального закона о судоустройстве в Российской Федерации, так как до настоящего времени вопросы судоустройства регулируются Законом РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР".
Законопроектом устанавливаются порядок формирования, состав и компетенция судов общей юрисдикции в Российской Федерации, за исключением военных судов и мировых судей, а также устанавливаются полномочия председателей федеральных судов общей юрисдикции и их заместителей, компетенция президиумов судов и судебных коллегий, говорится в записке ГПУ.
В законопроекте сохранились базовые положения судоустройства, такие как декларация независимости судебной ветви власти от исполнительной, зафиксированные в начале 80-х годов. Вместе с тем, если прежде запрещалось издание нормативных актов, умаляющих независимость судов, то настоящий законопроект запрещает любые "действия (бездействия), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей".
Серьезной ревизии подвергнутся полномочия председателей судов. Если в действующем законе список полномочий, например, председателя ВС состоит из 12 пунктов (в их числе сохранялся отчет перед Верховным советом РСФСР), то в президентском проекте их более 20.
Ко второму чтению Комитет Госдумы по госстроительству подготовил предложения о внесении 70 поправок и об отклонении 10 поправок в законопроект.
Так, предлагается внести поправку в ч.1 ст.7 законопроекта, согласно которой материально-техническое обеспечение деятельности Верховного Суда России предлагается осуществлять непосредственно аппаратом этого суда, в то время как материально-техническое обеспечение деятельности других федеральных судов общей юрисдикции будет осуществлться Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
Также предполагается ввести новый пункт в ч.1 ст.15 законопроекта, согласно которому количественный состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.
Кроме того, предусматривается внести поправки в ч.3 ст.24 и ч.4 ст.29, согласно которым "в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда". В соответствии с предложениями Комитета, то же относится и к районным судам. Согласно законопроекту, "постоянное судебное присутствие… является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия".
С полным текстом законопроекта, подготовленного ко второму чтению, можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" здесь.