ПРАВО.ru
Новости
9 марта 2011, 12:27

Законопроект о "презумпции добросовестности" госзаказчика создает межгалактическую ФКС - ФАС

Законопроект о "презумпции добросовестности" госзаказчика создает межгалактическую ФКС - ФАС
Фото Право.Ru

Как сообщалось ранее, недавно Минэкономразвития представило Концепцию законопроекта "О федеральной контрактной системе (ФКС)", предполагающего создание в России новой системы государственных (муниципальных) закупок. Между тем, это предложение вызвало резкую критику со стороны ФАС, пишет "Коммерсант".

Так, антимонопольное ведомство считает, что "презумпция добросовестности" госзаказчика, заложенная в проект, ослабит действующий режим госзакупок, в котором в 2010 году проведено сделок на сумму порядка 5 трлн руб., не столько повысит эффективность госзакупок, сколько поддержит коррупцию рублем. В свою очередь, разработчики законопроекта не скрывают, что данный документ должен отменить действующий закон 94-ФЗ, вызывающий с момента своего внедрения в практику в 2008 году резкую критику госзаказчиков. Как заявил проректор ВШЭ Александр Шамрин, представляя проект, 94-ФЗ ограничивает возможности для злоупотреблений, но создает проблемы для добросовестного заказчика. "Мы считаем своим долгом сбалансировать снижение коррупции, повышение качества и экономию бюджетных средств",— заявил он. Концепция проекта расширяет виды госзакупок за счет открытых и закрытых двухэтапных конкурсов, электронных аукционов и одноэтапного конкурса с предварительным квалификационным отбором, а также "конкурентных переговоров".

Напомним, закон 94-ФЗ требует осуществлять по формализованной и плохо обходимой системе все госзакупки, объем которых в бюджете составил в 2010 году порядка 5 трлн руб. С одной стороны, жесткость формулировок закона, в основном отстаиваемая ФАС, несколько снижает возможность откатов и прямой коррупции. С другой стороны, та же жесткость не позволяет госзаказчику ограничивать круг исполнителей контракта и в целом сокращает возможности договариваться с ними: логика 94-ФЗ объявляет закупки государством товара или услуги по наименьшей цене наиболее эффективными. Предквалификация и двухэтапные конкурсы сейчас категорически запрещены, "конкурентные переговоры", вероятно, призваны заменить наиболее популярный сейчас вид организации госзакупки — "запрос котировок".

ФАС уже 5 марта выступила против самой идеи закона о ФКС. "Вместо того, чтобы заниматься созданием межгалактической ФКС, следует сосредоточиться на правке действующего 94-ФЗ", — заявил представитель ведомства Михаил Евраев, напомнив: ФАС уже подготовила пакет поправок, "учитывающих все претензии к документу". В числе новаций, предлагаемых параллельно и ФАС, и Минэкономики—ВШЭ, спецпроцедуры для закупки дорогих товаров и предметов роскоши, ценовые нормативы для ведомств, частичная централизация госзакупок.

Идея ослабить жесткость режима госзакупок в обмен на их систематизацию вызывает критику сразу с двух сторон. На круглом столе 5 марта проект Минэкономики представители Института экономической политики имени Гайдара прокомментировали так: "Исходя из презумпции добросовестности заказчика, закон о госзаказе вообще не нужен — достаточно Гражданского кодекса". Смысл закона 94-ФЗ, по мнению в ИЭП, именно ограничения, препятствующие "злоупотреблениям" при госзакупках: неудобство закона для госзаказчика есть цена антикоррупционного эффекта.

С другой стороны, создание института "госпланирования" госзакупок, как выяснилось, не слишком нравится Минфину. По мнению его экспертов, все новации, рекомендованные ВШЭ в этой области, уже содержатся в утвержденной правительством программе по повышению эффективности расходования бюджетных средств. Минэкономики вместе с Минфином сейчас ведут масштабную работу по согласованию госпрограмм, которые, как предполагалось в 2009-2010 годах, уже в 2012 году заменят федеральные целевые программы (ФЦП), но пока ведомства сомневаются в том, что общий переход на госпрограммы, предполагающие свои механизмы контроля над ценообразованием при госзакупках и свои способы контроля эффективности расходования госсредств, будет полноценно зафиксирован в бюджете на 2012-2014 годы. Минфин пока напрямую никак не относится к идее "ослабления" режима 94-ФЗ или его отмене, однако явно будет сопротивляться идее Минэкономики перехватить контроль над финансовым планированием в Правительстве через контроль над госзакупками.