ПРАВО.ru
Новости
19 сентября 2011, 14:14

МАК официально назвал причины крушения Як-42 с хоккеистами ярославского "Локомотива"

МАК официально назвал причины крушения Як-42 с хоккеистами ярославского "Локомотива"
Фото с сайта sibnovosti.ru

Межгосударственный авиационный комитет обнародовал предварительные выводы о причинах катастрофы самолета Як-42 под Ярославлем, в результате которой погибли 44 человека. Как сообщается на сайте МАК, по итогам полевого этапа расследования аварии в районе аэродрома и в соответствии с предварительным анализом имеющейся документации и данных расшифровки средств объективного контроля установлено, что "самолет не смог своевременно произвести отрыв от взлетно-посадочной полосы из-за появления дополнительной силы торможения".

В частности, техническая комиссия МАК установила, что взлетная масса и центровка самолета не выходили за допустимые пределы. Перед взлетом экипаж дважды провел проверку всех каналов управления самолетом, включая канал руля высоты, руль высоты отклонялся штатно. Экипаж принял решение о взлете на номинальном режиме работы двигателей. Предварительное моделирование показало, что до скорости ~165 км/ч темп разгона самолета соответствовал фактически установленной тяге двигателей.

Подъем носового колеса экипаж начал на скорости примерно 185 км/ч. Руль высоты был отклонен на кабрирование до значений 9-10 градусов (примерно половина хода), однако роста угла тангажа не произошло. Через 6 секунд двигателям был установлен взлетный режим работы. В дальнейшем, "несмотря на выход двигателей на взлетный режим, темп роста скорости существенно замедлился, что может быть объяснено появлением дополнительной силы торможения", — говорится в сообщении МАК.

В нем отмечается, что фактическая величина дополнительной тормозящей силы будет установлена по результатам математического моделирования и натурного эксперимента, который планируется провести на самолете-аналоге в ЛИИ им. М.М. Громова. С участием ОКБ готовится летная программа его проведения. Сохранившиеся элементы тормозной системы самолета направлены на исследование в специализированный институт. Исследования тормозной системы начаты 16 сентября.

Максимальная скорость, которой достиг самолет, составляет примерно 230 км/ч. Несмотря на сохранявшееся отклонение руля высоты на кабрирование, отрыва самолета на ВПП не произошло. Согласно крокам места авиационного происшествия, фактический отрыв самолета произошел на удалении 400 метров за выходным торцом ВПП-23 после отклонения руля высоты на 13-14 градусов и перекладки стабилизатора до 9.5 градусов на кабрирование. После отрыва самолета от земли произошло его столкновение с антенной системой курсового радиомаяка, а также интенсивный рост угла тангажа до 20 градусов за 2-3 секунды. Максимальная высота, которую набрал самолет – 5-6 метров. В дальнейшем последовало интенсивное кренение самолета влево и его столкновение с препятствиями и землей.

"Техническая комиссия отрабатывает все возможные версии появления дополнительной силы торможения на разбеге и причин, по которым самолет не смог своевременно произвести отрыв от ВПП", — отмечает МАК.

При этом ведомство в связи с появляющимися в средствах массовой информации многочисленными "версиями" о причинах авиапроисшествия со ссылкой на близких к расследованию "экспертов" заявляет, что "официальная информация о расследовании содержится только на Интернет-сайте МАК". Ссылки на любые другие источники, публикация неофициальных материалов и "тиражирование" различных версий о причинах происшествия противоречат морально-этическим нормам, международным и российским правилам расследования авиационных происшествий.

Напомним, крушение Як-42 с хоккеистами ярославского "Локомотива" произошло 7 сентября около 16.00 по московскому времени под Ярославлем в аэропорту "Туношта". Самолет рухнул на землю с небольшой высоты сразу после взлета, задев мачту радиомаяка, и загорелся, при этом часть фюзеляжа упала в Волгу. Из 45 находящихся на борту человек (37 пассажиров и восемь членов экипажа) выжили двое — бортмеханик Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов. Сизов сейчас находится в состоянии средней тяжести, Галимов скончался утром 12 сентября в московском НИИ имени Вишневского. В настоящее время расследуются причины трагедии, возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта").

Как сообщали СМИ со ссылкой на свои источники, близкие к расследованию трагедии, к катастрофе под Ярославлем привели неверные действия экипажа и неправильное распределение веса в салоне лайнера. "Газета.Ru", например, еще 13 сентября писала, что МАК уже сделал вывод о том, что причинами крушения самолета стали ошибки экипажа и не учитывающее особенности центровки лайнера распределение веса на борту. Какие именно ошибки, в публикации не уточнялось. "Московский комсомолец", в свою очередь, сообщил, что расследующей аварию комиссией уже установлен факт разгона самолета по взлетно-посадочной полосе с невыключенным стояночным тормозом. Кроме того, издание пишет, что непосредственно перед взлетом командир воздушного судна Андрей Соломенцев приказал второму пилоту Игорю Жевелову взять управление на себя, мотивируя это плохим самочувствием. При этом источник МК сослался на расшифровку речевого самописца Як-42.