Верховный Суд РФ рассмотрел кассационные жалобы на приговор участникам преступной группы, действовавшей в Санкт-Петербурге, — "банды Рыжего", известной использованием униформы ФСБ по время нападений. Судьи совещались более 2,5 часов, но после оглашения решения оказалось, что доводы защитников их не впечатлили: наказания были смягчены минимально и не всем. За это время некоторые подсудимые успели поспать, а прокурор и адвокаты — обсудить пенитенциарную систему.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ с участием судей Константина Скрябина, Андрея Старкова и Галины Истоминой в минувший четверг рассматривала кассационную жалобу защитников участников так называемой, "банды Рыжего" — Александр Рыжев, Андрей Новожилов, Игорь Шалонин, Шамиль Морозов, Андрей Саушкин, Сергей Шаронов, Игорь Шпилько, Александр Елисеев, Алексей Орлов, Евгений Русских и Алексей Бавченко. Они были осуждены 7 июля 2011 года Санкт-Петербургским городским судом на основании обвинительного вердикта присяжных. При этом Рыжев, Новожилов, Шалонин, Шаронов признаны виновными бандитизме (ч.2 ст. 209 УК РФ), а также в совершении ряда других тяжких и особо тяжких преступлений.
Все осужденные, по данным следствия, входили в преступную группу, организованную в августе 2005 года. Первое нападение произошло 29 августа 2005 года. Члены банды "Рыжего" похитили водителя "Газели" Мальцева, а на угнанной у него машине в тот же день напали на сотрудников банка, перевозивших почти 33 млн руб. Тогда двое инкассаторов были ранены. Еще одно преступление было совершено подсудимыми 22 сентября 2006 года, когда с целью получения выкупа ими были похищены супруги Живицкие. По данным следствия, первоначально за их освобождение требовали $1 млн, затем сумма была уменьшена до $200000. Похищенных содержали в разных комнатах и избивали, требуя незамедлительной выплаты, но затем преступники согласились, что им отдадут деньги, имеющиеся в доме, а остальное — потом. Игорь Живицкий позвонил дочери, и она бросила из окна квартиры в Пушкине для одного из подчиненных Рыжева пакет с $5000. После этого супругов отпустили, и Живицкий обратился в правоохранительные органы. Задержаны члены "банды Рыжего" были в период с ноября 2006 года по 30 июня 2008 года.
Рыжев по приговору суда получил 15 лет лишения свободы, Новожилов — 14 лет, Шалонин и Елисеев — по 8 лет, Шаронов и Шпилько — по 8,5 лет, а Орлов — 7,5 лет. Все они будут отбывать наказание в колонии строгого режима. Бавченко осужден на 3,5 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, а еще трое — к условным срокам (Морозову дали 7 лет, Савушкину – 6 лет, а Русских – 4,5 года с испытательным сроком в 3 года). Рассматривавшая дело коллегия присяжных заседателей признала всех подсудимых не заслуживающими снисхождения. Однако защита посчитала приговор слишком суровым и обратилась в ВС.
Заседание в Верховном Суде началось с перебоев связи — никак не удавалось добиться хорошего качества звука во всех трех сизо, где находились осужденные. Когда технические проблемы были устранены, выступили адвокаты, в основном апеллировавшие к тому, что обвинению не удалось доказать наличие банды и к осужденным по тем или иным причинам следует проявить снисхождение. "Мой подзащитный явился с повинной и у него трое детей", — высказал основной аргумент адвокат Цапин, защищавший Шаронова (как только стало известно о возбуждении уголовного дела, Шаронов действительно сделал это — прим. ред). Остальные адвокаты тоже не были оригинальны: "Подсудимый раскаивается, и у него хронические заболевания", — заявила защита Шпилько. Адвокату Герману Коневских было скучно. Коротко высказав свои доводы о том, что "суд не создал условий для состязательности сторон", он погрузился в изучение телефона, отвлекаясь только на то, чтобы высмеять оговаривавшихся коллег. Возможно, это было с вязано с тем, что Коневских был назначен судом.
Потерпевший Живицкий нервничал и тоже был немногословен. "Это банда, и это очевидно, снисхождения никто не заслуживает", — сказал он. Прокурор тоже был полностью согласен с приговором.
Заслушав стороны, коллегия судей удалилась на совещание. Отсутствовали судьи более двух с половиной часов. Осужденные в это время танцевали перед камерами, пили кофе и иногда засыпали, адвокаты расходились и снова собирались, изредка комментируя происходящее на экране.
- Вот видите, что с людьми исправительная система делает. Отсидят — вообще идиотами станут, — обратился один из защитников к прокурору.
- Это не система. Это люди такие. Здоровые же все мужики, лучше бы работать шли, — парировала прокурор.
Затем один из защитников предположил, что такое долгое обсуждение — это специальная тактика ВС. "Ждут, пока мы разбежимся", — сказал он. Некоторые адвокаты действительно не стали дожидаться оглашения решения суда и уехали на вокзал: когда члены коллегии вернулась, ряды в зале заседаний заметно опустели. Оставшиеся же узнали, что приговор фактически оставлен без изменения: срок Бавченко и Русских сократился на один год, Новожилова — на три месяца.