ПРАВО.ru
Новости
28 апреля 2012, 22:01

"Это не два мальчика, случайно попавшие в этот зал" - хроника процесса бывшего вице-мэра Москвы Рябинина

"Это не два мальчика, случайно попавшие в этот зал" - хроника процесса бывшего вице-мэра Москвы Рябинина
Фото с сайта www.kommersant.ru

В Пресненском районном суде Москвы продолжается процесс бывшего вице-мэра Москвы Александра Рябинина, который обвиняется в злоупотреблении служебным положением и мошенничестве. Его защита заявила, что будет бороться за признание незаконными аудиозаписей, сделанных ФСБ в рамках следственного эксперимента. А потерпевший рассказал, что бывший вице-мэр угрожал ему "физической ликвидацией", поэтому теперь он ходит везде в сопровождении сотрудников ФСБ. Своего рода заявление решила сделать и судья Васюченко — о том, что не будет делать из процесса тайну.

О предыдущем судебном заседании по делу бывшего-мэра Право.Ru писало здесь. А вчерашнее заседание началось с допроса Виталия Неяскина — человека, который, как утверждали ранее свидетели защиты, показывал жене Рябинина — Галине — помещение на ул. Бахрушина (в 2005 году она его якобы купила). В свою очередь, потерпевший Сергей Гляделкин утверждает: на самом деле этот офиc, принадлежавший его строительной компании "Астра", был бесплатно отдан дочери Рябинина в 2009 году в качестве взятки. За это вице-мэр обещал снять трудности с финансированием объектов другой фирмы Гляделкина. Неяскин рассказал, что организовывал сделку с Рябининой-младшей, но наотрез отрицал свою причастность к более ранним событиям в истории с помещением на Бахрушина, утверждая, что с женой Рябинина он впервые встретился на очной ставке в 2010 году.

К этому времени Неяскин уже около двух лет работал в Москонтроле. По его словам, весной 2010 года его неожиданно вызвали в кабинет руководителя компании, обслуживавшей здание комитета, — Вадима Козлова, который тоже проходит подсудимым по делу (следствие считает, что Рябинин через него вымогал взятку у Гляделкина). Там его ждал хозяин кабинета и адвокат Рябинина Данильченко.

- Они попросили меня ознакомиться с опросным листом и ответить на вопросы. Я отказался и ответил, что если следственным органам понадобятся мои показания, я их дам, — рассказывал Неяскин вчера в зале суда.

Тут встал потерпевший и поинтересовался, как долго после этого эпизода Неяскин проработал в комитете. Оказалось, около месяца, хотя с начальником (Раисом Ахмадеевам) Неяскин "расстался совершенно нормально".

Следующим был допрошен Александр Пайганов, возглавлявший компанию "Астра" в то время, когда Галина Рябинина якобы купила его офис на улице Бахрушина. Он заявил, что не имел права продавать это помещение:

- Отсутствовал протокол распределения нежилой площади между Департаментом инвестиционной политики и строительства города и ЗАО "Астра".

После этого Пайганову показали копию договора соинвестирования с Галиной Рябининой. Свидетель назвал роспись под ним похожей на свою, но заявил, что документ этот не подписывал. Во-первых, сказал Пайганов, такой договор был бы заключен в убыток компании. По его словам, квадратный метр нежилого помещения в центре Москвы в то время стоил минимум пять тысяч долларов, а не около тысячи, как написано в бумаге. Во-вторых, он по-другому оформлял сделки: "В то время я парафировал каждую страницу договора, то есть ставил подпись на каждой странице", — вспомнил Пайганов.

Тогда ему предъявили договор соинвестирования с другим покупателем, заключенный "Астрой" примерно в то же время. Страницы не были "запарафированы". Пайганов пояснил, что в этом не было надобности, так как сделка была заключена между юридическими лицами. А в таком случае перед подписанием договор прошивался и скреплялся печатью.

После выступления этого свидетеля продолжился допрос Гляделкина, который в прошлом заседании не участвовал. Тогда защиту удивило, что ФСБ начало слежку за Рябининым еще в 2009 году, хотя заявление на него было написано годом позже. Потерпевший объяснил, что следственный эксперимент был запущен после его объясненияСудья Татьяна Васюченко сначала огласила июльское объяснение 2009 года, с которого начались следственные мероприятия, а затем — декабрьское, данное Гляделкиным уже после неудачной попытки пронести в кабинет Рябинина взятку в рамках эксперимента. Помещение на улице Бахрушина не упоминалось ни в одном из этих документов.

- Возможно, просто забыли написать, — предположил Гляделкин.

- Почему не упоминается эпизод, когда вы пытались пронести в спортивной сумке 30 или 32 млн рублей? – спросил адвокат Рябинина Константин  Фонарьков. Потерпевший затруднился ответить.

Также были оглашены его показания во время очной ставки с Рябининым. Сейчас Гляделкин утверждает, что с начала 2009 года терпел убытки из-за того, что его компания "Трест МСМ-1" перестала получать бюджетные средства по госконтракту на строительство в Левобережном районе. На очной ставке он сказал, что продал фирму в 2008 году. Но никакого противоречия сам Гляделкин в своих показаниях не усмотрел: "Была сделка по продаже, но мы (ЗАО УК "Авеню Менеджмент" — прим. авт.) являемся управляющей компанией ООО "Трест МСМ-1" и ее выгодополучателями", — пояснил он.

Защита также попыталась обвинить Гляделкина в том, что он лоббировал постановление Правительства Москвы, которое никак не затрагивало строительные объекты "Трест МСМ-1". Однако он заявил, что один из пунктов постановления изменял порядок оплаты по всем строительным госконтрактам в Левобережном районе: "Поменялся Бюджетный кодекс [Москвы]. Суть в двух словах: стало нельзя перемешивать бюджетное и внебюджетное финансирование".

По словам Гляделкина, еще несколько месяцев после приостановки оплаты его фирма вела работы, но уже в апреле 2009 года "ушла" из Левобережного района. В материалах дела не нашлось актов, свидетельствующих об этом (самые поздние датировались 2008 годом), но Гляделкин пообещал принести недостающие документы. Фонарьков сразу заявил, что будет оспаривать их подлинность. А также допустимость таких доказательств, как аудиозаписи, сделанные в рамках следственного эксперимента (из-за отсутствия заявления), на которых, по выражению Гляделкина, в голосе Рябинина слышен "накал страстей".

Потерпевший рассказал, что после заявления со стороны бывшего вице-мэра последовали угрозы "физической ликвидации". Именно поэтому Гляделкин теперь везде ходит в сопровождении сотрудников ФСБ.

- Мы говорим не о том, что здесь сидят два мальчика на скамейке, которые случайно попали в этот зал. Они год целенаправленно вымогали у меня помещение и деньги, — Гляделкин не скрывал своего отношения к подсудимым.

Перед тем как объявить перерыв в процессе, судья Васюченко заявила, что не хочет, чтобы ее планы по поводу того, как будет организовано судебное разбирательство, был "для кого-то тайной", и рассказала, что суд будет активно вызывать свидетелей, запрашивать документы у следственных органов и продолжит исследовать доказательства по делу.