ПРАВО.ru
Новости
12 июля 2012, 12:13

Власти Москвы узаконили бизнес на эвакуации неправильно припаркованных машин и частные штрафстоянки

Власти Москвы узаконили бизнес на эвакуации неправильно припаркованных машин и частные штрафстоянки
Фото Право.Ru

Мосгордума вчера приняла закон, возвращающий в столицу платную эвакуацию за неправильную парковку, пишет "Коммерсант". Плата за штрафстоянки будет взиматься посуточно, стоимость услуг эвакуации и хранения автомобилей в мэрии обещали определить к августу, "исходя из расходов специализированных компаний". Сейчас эвакуация обходится городскому бюджету в 6600 руб. Многие частные компании, которые мэрия также намерена допустить к этой процедуре, готовы эвакуировать автомобили в среднем за 3 тыс. руб.

Принятый Мосгордумой закон о порядке эвакуации автомобилей на штрафстоянки был внесен в парламент столичным департаментом транспорта. Оплата услуг штрафных стоянок будет взиматься посуточно (до 2008 г. существовала почасовая оплата, и граждане жаловались, например, на затягивание процесса выдачи им машин сотрудниками штрафстоянок). Кроме того, эвакуировать автомобили теперь разрешено не только бывшему монополисту — городской службе по перемещению транспортных средств, но и другим службам эвакуации. Наконец, законом фактически разрешаются и частные штрафстоянки. Их перечень вместе со списком служб эвакуации закон предписывает опубликовать в интернете. К стоянкам предъявляются требования обеспечить безопасное хранение автомобилей и оборудовать помещение для расчета с клиентами. Размер штрафных санкций за эвакуацию и хранение автомобилей в законе не указан, их предписано оформить отдельным актом мэрии. 

Ранее на отсутствие в Москве закона об эвакуации обратила внимание Генпрокуратура, указавшая на вступление в силу 1 июля новой редакции КоАП РФ, вводящей плату за эвакуацию и все время хранения автомобиля на штрафстоянке (ранее перемещение на стоянку и первые сутки хранения были бесплатными). Внесение законопроекта в Мосгордуму привлекло на этот раз внимание столичной прокуратуры, нашедшей в нем "коррупциогенные факторы". Прокуроры отметили, что в законодательстве РФ предусмотрены случаи, когда гражданину компенсируются расходы за штрафстоянки. Деньги возвращаются, если водитель докажет, что не стоял под запрещающим знаком или же действовал "в состоянии крайней необходимости" (например, под угрозой жизни), а также в случае, если за рулем машины был невменяемый человек. Столичные прокуроры подчеркнули, что порядок возмещения расходов по этим статьям в московском законе не указан. Кроме того, их не устроила норма, обязывающая владельцев штрафстоянок страховать их на случай кражи или порчи перемещенных на них автомобилей. (По мнению прокуроров, такие требования могут выдвигаться только федеральными законодателями.) Представители департамента транспорта мэрии вчера заверили прокуратуру, что внесли правки в документ еще до начала голосования в Мосгордуме.

Точную цену платной эвакуации обещано указать в подзаконном акте в течение трех недель. По данным портала "Все эвакуаторы Москвы", перемещение иномарки весом до 1,5 т, у которой заблокированы два колеса (например, в положении "Паркинг" ручки переключения скоростей), из центра города на стоянку в пределах 10 км от МКАД (на этом удалении находится большинство штрафстоянок) обойдется в среднем в 2,4 тыс. руб. Эвакуация полноприводной иномарки, у которой на паркинге заблокированными окажутся все четыре колеса, из ЦАО на аналогичное расстояние от МКАД обойдется в 2,7-3,2 тыс. руб. 

Президент московской Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что возврат штрафстоянок в частные руки возродит практику, "когда гаишники брали с них откат в среднем 1 тыс. руб. с машины". При этом он уверен, что эвакуация не облегчит, а усложнит транспортную ситуацию в Москве. "Чтобы вызволить машину со стоянки, вам придется ехать на такси или машине соседа в ГИБДД, оттуда — платить в банк, потом корешки платежек везти обратно в ГИБДД и так далее,— пояснил Травин.— Так может выйти десять поездок вместо одной вашей на эвакуированной машине".