В целом я не вижу, какие особенные вызовы стоят сейчас перед системой международного арбитража. Возможно, я слишком наивна. Но если копнуть чуть глубже, то я бы назвала предвзятость арбитров. Сейчас можно легко узнать, что происходит в других юрисдикциях, а потому — быстро выяснить, какие есть проблемы с конкретным арбитром. Но в то же время, как бы близки мы ни были в сфере международного арбитража, можно до последнего не узнать, что что-то не так.
А для россиян основная проблема — это санкции. Например, Гонконг не вводил санкции. Но из-за того, что их ввели другие, мы не всегда можем получать платежи от российских сторон. И иногда непонятно, как решить эти вопросы, потому что никто раньше с таким не сталкивался. Но если это будет продолжаться, люди найдут выход. Все мы заинтересованы в получении денег и привыкли думать о том, как вести бизнес, чтобы заработать. Мы начинаем искать другие варианты. И они могут быть дороже, но бизнесмены всегда найдут способ вести дела.
Несмотря на перечисленные аспекты, арбитраж будет становиться все более и более международным. Мы это уже видим на примере российских сторон: после введения санкций они начали использовать другие арбитражные центры, исследовать их и узнавать о них. И это дает новым арбитражным центрам отличную возможность и показать себя, и развить интернациональный рынок международного арбитража.