Я очень рада, что смогла приехать на RIAC. Я переполнена благодарностью за то, как команда Российского арбитражного центра организовала это мероприятие. Это что-то исключительное — оно подает пример Лондону, Парижу, Майями и каждой столице арбитражного мира. Все было сделано с большой искренностью и теплотой. Когда организаторы вкладывают столько энтузиазма в мероприятие, все это чувствуют. И что было примечательным, во все дни арбитражной недели люди приходили с самого утра и оставались до конца. Они не просто ходили на кофе-брейки, а слушали выступления. Все спикеры оказались очень хорошо подготовленными. Это заставляло людей оставаться, задавать вопросы.
Все было как в произведениях Пушкина: пианино, вечерняя прогулка на ArbitrationShip и ужины, которые организовывали для спикеров.
Вообще, в сфере международного арбитража меня больше всего привлекают люди. Некоторых из них я знала еще 25 лет назад, и мы вместе росли в профессиональном плане. Коллеги часто нас критикуют за то, что мы как закрытый клуб международного арбитража. Вместе с тем красота в том, что близкие друзья могут быть по разные стороны во время разбирательств, но они все равно остаются близкими друзьями. Я это люблю.
И еще мне нравится, что мы вносим свой вклад в международное право, которое продолжает развиваться, несмотря на геополитические трудности. Международный арбитраж, которому уже почти век, остается стабильным. Именно поэтому я очень рада, что до сих пор вхожу в эту систему.
О будущем международного арбитража
Нам нужно быть очень осторожными, так как сейчас государства, вовлеченные в разные рабочие группы в рамках ООН, пытаются кардинально изменить систему разрешения инвестиционных споров. Что-то точно произойдет. И даже в сфере международного коммерческого арбитража есть некоторые поползновения в отношении Нью-Йоркской конвенции. Так что сейчас систему немного трясет. В этом плане я немного противоречу сама себе, потому что одновременно говорю, что система стабильна. Но сейчас впервые за сто лет мы видим реальные попытки посягательств на сложившуюся систему.
Но здесь могут быть и свои плюсы: например, если это приведет к расцвету медиации. Потому что это мирный способ урегулирования спора, который позволяет сохранить отношения, предоставляя сторонам выбор. Мы должны обращать больше внимания на развитие этой сферы, рассказывать о ней сообществу. И я думаю, что медиация однажды будет очень востребована. Это первое, что касается будущего.
И второе. Диверсификация мест арбитража. Сингапур уже очень успешен, и я думаю, что российские арбитражные центры будут только развиваться, несмотря на политические обстоятельства. И появятся новые центры. Это значительный сдвиг, потому что десятилетиями Лондон и Париж были центрами арбитража. И то, что происходит сейчас, это что-то новое. Но это хорошее новое, и я приветствую это изменение.