ПРАВО.ru
Актуальные темы
12 октября 2011, 14:55

Пороки радикальной либерализации уголовной политики в сфере налогообложения

Пороки радикальной либерализации уголовной политики в сфере налогообложения

17 сентября президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, согласно которому единственным поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях будут материалы проверки налоговых органов. В своем новом материале, написанном для "Право.Ru", Георгий Смирнов, сотрудник Следственного комитета РФ, кандидат юридических наук, майор юстиции, рассуждает о рисках, которые связаны с одобрением этого документа в его нынешнем виде.

Первый акт либерализации и его последствия

В последние годы на фоне общей тенденции по гуманизации уголовного законодательства в сфере экономики происходила и либерализация уголовной политики в области налогообложения. Наиболее существенным шагом в этом направлении стало принятие в 2009 году Федерального закона 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В числе его новелл, прежде всего, нужно отметить то, что обязательным условием для отправки материалов налоговой проверки в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела является наличие вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 3 ст. 32 НК РФ), при этом основанием для привлечения является установление факта нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (п. 3 ст. 108 НК РФ).

Разработчики этого закона утверждают, что в соответствии с ним уголовные дела о налоговых преступлениях с 1 января 2010 года могут возбуждаться исключительно при наличии решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности. Однако созданный ими механизм правового регулирования не предполагал изменение УПК РФ в части, регламентирующей режим возбуждения уголовных дел рассматриваемой категории, а также круг поводов и оснований для возбуждения таких дел. Положения НК РФ не могли непосредственно применяться к этим правоотношениям (ч. 1 ст. 1 УПК РФ), а в соответствии с ч. 1 ст. 7 УПК РФ суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель были не вправе применять федеральный закон, противоречащий УПК РФ.

Поэтому в качестве повода для возбуждения уголовного дела о преступлениях в сфере налогообложения, как и прежде, рассматривались не только материалы налоговых органов, но и все другие, в том числе и материалы, поступающие из органов внутренних дел. В целом этой позиции придерживались и Генпрокуратура (см. Информационное письмо от 09.03.2010 № 9-11-2010 "О разъяснении норм Федерального закона от 29.12.2009 № 383-ФЗ…"), и следственные органы МВД России до передачи уголовных дел данной категории в производство СКР (см. Информационное письмо Следственного комитета при МВД России №17/3-1600 от 27.01.2010).

Законность подобной практики не вызывала сомнения и у судебных органов большинства регионов России. Так, например, Мосгорсуд в кассационном определении от 22 ноября 2010 года по делу №22-14998 признала законным и обоснованным постановление Дорогомиловского райсуда, который оставил без удовлетворения жалобу адвоката на постановление о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 199 УК РФ (Уклонение от уплаты налогов или сборов). "Доводы заявителя о том, что согласно п. 3 ст. 108 НК РФ, действующего с 1 января 2010 года, основанием для возбуждения уголовного дела является только вступившее в силу решение налогового органа, направленное им в ОВД в порядке ст. 32 НК РФ, судебная коллегия находит несостоятельными", — говорится в документе.

Вместе с тем поправки в законодательство, внесенные законом 383-ФЗ, существенным образом повлияли и на общие показатели борьбы с налоговой преступностью. Всего по России в 2010 году было зарегистрировано 14449 преступлений, предусмотренных статьями 198 – 199.2 УК РФ: их количество сократилось почти в 2 раза по сравнению с 2009 годом. И это с учетом и так высокой латентности этого вида преступности, из которых, по разным данным, остаются не выявленными от 60 до 70% преступлений.

Попытка изменить уголовно-процессуальное законодательство и его возможные результаты

17 сентября 2011 года Президент РФ Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект закона "О внесении изменений в статьи 140 и 241 УПК РФ", предусматривающий внесение в УПК РФ изменений, согласно которым единственным поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях будут материалы проверки налоговых органов. Как отмечается в пояснительной записке к этому законопроекту, он подготовлен на основании поручения президента по итогам встречи с судьями областных городских и районных судов 26 июля 2011 года, на которой речь шла об улучшении в стране инвестиционного климата.

Для того чтобы составить представление о примерном количестве преступлений, которые будут выявляться в случае отстранения органов внутренних дел от этого процесса, снова следует обратиться к статистике.

Всего по России в 2009 году налоговыми органами следователям было направлено 13859 материалов, по результатам рассмотрения которых в 1676 случаях были приняты решения о возбуждении уголовного дела. В прошлом году таких материалов было 8544, а возбужденных дел — 1038.

Таким образом, из всего массива налоговых преступлений всего 8% было выявлено налоговыми органами, а подавляющее большинство — около 85% — выявлялось органами внутренних дел. И эти статистические показатели остаются относительно устойчивыми и неизменными на протяжении многих лет.

Столь низкая раскрываемость налоговых преступлений налоговыми органами связана не с тем, что они не умеют выявлять их, а исключительно с тем, что для них задача противодействия налоговой преступности является сопутствующей. Поэтому налоговики не наделены правом проведения оперативно-розыскной деятельности, по результатам которой в основном и выявляются преступления, в том числе и сложные преступные схемы уклонения от уплаты налогов. Поэтому полная передача налоговым органам функции выявления налоговых преступлений при сохранении прежнего объема их полномочий этих органов и параметров проведения налоговых проверок может привести к сокращению числа выявляемых преступлений в рассматриваемой области еще на 92%.

Дальнейшее искажение правосознания налогоплательщиков и риски страны

Законом 383-ФЗ созданы все правовые предпосылки для безнаказанного уклонения от уплаты налогов. Примерно в 6 раз повышены размеры сумм неуплаченных налогов и сборов, которые образуют преступность деяния, а введенная ст. 28.1 УПК РФ предусматривает возмещение причиненного налоговым преступлением ущерба в качестве безусловного основания для прекращения уголовного преследования виновного — вне зависимости от того, совершено преступление впервые или повторно. Иными словами, возместив ущерб, это лицо может продолжать свою преступную деятельность в сфере налогообложения.

Авторами этих либеральных идей предполагается, что подобное ослабление правоохранительной деятельности в сфере налогообложения будет стимулировать развитию бизнеса в стране. Однако следует отметить, что преступления в сфере налогообложения посягают не только на фискальные публично-правовые интересы, но и на экономику в целом: недобросовестный налогоплательщик изначально ставится в значительно более выгодное конкурентное положение, нежели добросовестный. В результате последний вынужден либо сталкиваться со снижением рентабельности, либо уподобиться недобросовестному налогоплательщику и уклоняться от исполнения налоговых обязанностей.

Поэтому вполне обоснованным представляется опасение, что отказ от обеспечения принципа неотвратимости наказания в налоговой области приведет к ее тотальной криминализации, а что еще опаснее — дальнейшему укоренению в правосознании налогоплательщиков деформированных представлений о правомерности и допустимости уклонения от уплаты налогов. В результате дальнейшее ослабление правоохранительной и в целом контрольной функции государства в области налогообложения, в совокупности с тенденцией к повышению налоговой нагрузки и деформированием правосознания налогоплательщиков приведут к еще большему уводу капитала "в тень". Это, в свою очередь, может негативно повлиять не только на пополняемость бюджета и возможность реализации государством социальной функции, но и на экономику страны в целом.