Общественная палата РФ намерена провести общественные слушания по проблеме разрешения многоженства в связи с соответствующей инициативой президента Чечни Рамзана Кадырова.
«Глава Чечни как гражданин России имеет право высказывать свое мнение, и отрицать существование этой проблемы, особенно в северокавказских республиках нет смысла. Но в то же время очевидно, что российское законодательство, в частности Семейный кодекс РФ, не разрешает многоженство», — заявил «Интерфаксу» член Общественной палаты адвокат Анатолий Кучерена.
Поэтому, считает Кучерена, следует провести общественные слушания, в том числе с привлечением экспертного сообщества. «Эта тема регулярно всплывает на страницах СМИ, в свое время был нашумевший указ главы Ингушетии Руслана Аушева, который позже был отменен на федеральном уровне», — считает адвокат.
Напомним, седьмого апреля «Российская газета» опубликовала интервью с Рамзаном Кадыровым. В нем президент Чечни обосновал потребность многоженства в возглавляемой им республике тем, что женщин значительно больше, чем мужчин, и все они должны быть устроены в жизни.
«С другой стороны, если молодая девушка или разведенная женщина гуляет, то ее брат убивает и ее, и того мужчину. У нас очень суровые обычаи. Лучше женщине быть второй или третьей женой, чем быть убитой», — добавил, в частности, Кадыров.
В Российской Федерации, согласно Семейному кодексу, второй (и далее) заключенный брак считается недействительным без разрыва первого. То есть юридически полигамная семья существовать не может, однако, встречаются так называемые гражданские браки из одного мужчины и нескольких женщин, совместно с мужчиной проживающих, добровольно вступающих с ним в сексуальные отношения и ведущих совместное домашнее хозяйство.
История вопроса
Российские политики неоднократно выступали за внесение в Семейный кодекс РФ поправок, узаконивающих многоженство юридически.
13 января 2006 года Рамзан Кадыров, который тогда занимал пост первого вице-премьера Чечни, уже высказывал аналогичное предложение. В эфире радио «Эхо Москвы» он заявил, что в Чечне следует официально разрешить многоженство, поскольку это самый простой путь решения демографической проблемы в республике, где идет война. Каждый мужчина может иметь до четырех жен, если он в состоянии их содержать, заметил тогда Кадыров. По его словам, для введения многоженства не обязательно менять законодательство. Кадыров заметил, что это может остаться личным делом каждого человека. Таким образом, многоженство фактически было одобрено руководством республики еще три года назад.
Кадырова в 2006 году полностью поддержал Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин. По его мнению, такая мера позволит обеспечить пропитанием и отцовской лаской внебрачных детей, которые сегодня «есть у многих российских мужчин», а также брошенных детей. Таджуддин тогда заявил, что нужно ограничить законом практику, которая и так существует в стране. «У некоторых олигархов вообще по сорок жен. Они обязаны нести за этих женщин ответственность», — считает он.
В июле 1999 года бывший в то время президентом Ингушетии Руслан Аушев своим указом разрешил в республике многоженство, однако действие указа было приостановлено Борисом Ельциным как противоречащее российскому Семейному кодексу.
Призывал узаконить многоженство в Российской Федерации и Владимир Жириновский. В 2000 году он внес на рассмотрение проект закона, позволяющий мужчине иметь до четырех жен, при обязательном согласии всех имеющихся супруг на каждый новый брак. Предложение было отклонено.
Многоженство, или полигамия, как социальное явление существовало с древнейших времен. Коран также допускает многоженство, однако не без ограничений: «Если опасаетесь вы, что не сможете быть справедливыми с сиротами (находящимися на иждивении вашем), то женитесь на (других) женщинах, которые нравятся вам, ‑ на двух, трех, четырех. Если же опасаетесь вы, что не сможете заботиться о них (т. е. о женах) одинаково, то женитесь на одной» (Коран 4:3).
Таким образом, Коран ограничивает максимальное количество жен четырьмя при строгом условии справедливого отношения к женам и равноправия между ними. Как поясняют исламские богословы, не следует понимать это так, что Коран поощряет многоженство или рассматривает его как идеал. Иными словами, Коран допускает или позволяет многоженство, не более того.
Позиция юристов
В Советском Союзе в Уголовном кодексе существовала статья 235-я, которая предусматривала уголовную ответственность за многоженство. Она включала в себя не только случаи юридической регистрации брака, но и фактическое сожительство с более чем одной женщиной. При этом оговаривалось, что эта статья применялась только в отношении тех граждан, которые проживают на территории автономных образований, где многоженство составляет обычай. В остальных же подобное сожительство было негласно разрешено.
Сегодня Семейный кодекс не допускает юридическое заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно состоит в браке. При этом сегодня ни в одном законе не прописана уголовная ответственность за многоженство. То есть лишить кого-либо свободы за двоеженство невозможно, как и существенно наказать рублем.
Одним из узких мест темы многоженства юристы называют имущественный вопрос. «Известно, что есть немало случаев, когда мужчина живет с несколькими женщинами вне брака, и в их отношениях нет имущественных претензий. Другое дело, когда эти отношения должны быть зарегистрированы», — отмечает адвокат Кучерена.
Кроме того, важно заметить, что женщина в таком браке перестает быть равноправным субъектом. Из-за чего могут возникнуть юридические затруднения в ходе оформления развода: сложно будет определить, кому из супругов что достанется, кто больше совместного имущества создал. Возникает проблема с алиментными обязательствами. Адвокаты считают, что такой брак ущемляет права женщины — в нем она не будет находиться под защитой закона.
Предложение принять закон о многоженстве только для Чеченской республики также некорректно по отношению к российскому законодательству. Адвокат Михаил Барщевский утверждает, что «пока действует семейный кодекс на территории РФ, ни в одном субъекте Федерации не может быть сделано исключение из действующего Семейного кодекса. У нас не региональное законодательство, а федеральное», — заявил он.
Ни смотря на все вышесказанное, российские законы без всяких поправок прекрасно приспособлены для многоженства, равно как и для многомужества. Мужчина сегодня может жить в квартире с официально зарегистрированной женой и еще двумя гражданскими женами. При разводе такой семьи, по словам адвоката Игоря Безрукова, будет действовать две отрасли права: Семейное и Гражданское. «Общее положение такое, что если лица участвуют своими усилиями, средствами в создании общей совместной собственности, то они вправе это сделать. Главное — нужно доказать, что определенные вещи, имущество накапливалось именно для совместного использования. После этого его можно делить», — объясняет Безруков.
Позиция общества
По словам Владимира Жириновского, сегодня 300 тысяч детей в России ежегодно рождаются вне брака. В нашей стране женщин на 10 миллионов больше, чем мужчин. Об их судьбе надо позаботиться, уверен парламентарий. Он уверен, что вопрос о многоженстве требует решения не только в Чечне, но и в России в целом.
С Жириновским согласен уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев. Он уверен, что институт многоженства позволит решить многие проблемы в обществе, не только в Чечне, но и в России: моральные, духовно-нравственные, демографические, гуманитарные.
Он называет большой ответственностью решимость мужчины взять на себя обязательство содержать двух или нескольких жен. Нухаджиев уверен, что в Чечне, где очень строго соблюдаются национальные устои и обычаи, многоженство решает не только проблему устройства одиноких женщин, но и проблемы преступности, воспитания подрастающего поколения, оздоровления в целом общества.
Председатель комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям Николай Сванидзе также обратил внимание на то, что восточные женщины сами могут быть не против стать второй или третьей женой. Если это соответствует их менталитету, заявил Сванидзе, мы не в праве это запретить.
Впрочем, не следует забывать о бытовой стороне вопроса. В случае развода или смерти мужа, раздел имущества между несколькими женами может принять весьма негативную форму.
«Нет ничего более омерзительного, чем наблюдение за дележом квартиры покойного мужа между его вдовой и детьми. А представьте себе, что этих жен будет несколько. Уровень бытовой преступности сразу же вырастет», — приводят опасения журналиста Максима Кононенко "Актуальные комментарии".
Позиция духовенства
Представитель Центрального духовного управления мусульман Тахир Саматов затрудняется дать однозначный ответ на вопрос о введении многоженства. Он отметил, что принятие закона о многоженстве может улучшить демографическую ситуацию в стране. Впрочем, он не уверен, что общество готово к этому. Саматов опасается, что тех, кто имеет более одной жены, могут посчитать ваххабитами или радикалами. По его мнению, многоженство в России можно было бы ввести только для мусульман.
Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, в свою очередь, выразил мнение, что в России налицо противоречие исламских и государственных законов. Он считает, что вопрос многоженства следует решить в положительном русле, чтобы не создавалось противоречие между очевидно существующим положением дел и формальными запретами.
Председатель нового синодального Отдела по взаимодействию церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин признает право некоторых народов на практику многоженства. Он считает, что к тем, кто ее придерживается, нужно относиться с пониманием. Однако Чаплин призвал не забывать и о том, что для большинство россиян составляют — православные, для которых брак — это союз между одним мужчиной и одной женщиной.
Чаплин убежден, что государство должно поддерживать святость такого союза и утверждать, при этом не ломая традиции тех народов, которые придерживаются других убеждений.
Представитель Буддийской традиционной сангхи в Москве Санжей-лама сообщил, что в буддизме многоженства сейчас нет. Также отрицательно относятся к многоженству в главном раввинате.