ПРАВО.ru
Актуальные темы
23 марта 2012, 19:00

Отечественные медиаторы получат семь заповедей

Отечественные медиаторы получат семь заповедей
Фото с сайта uslugi.vse56.ru

Автор: Нина Маливанова

Российский закон о медиации, действующий уже более года, предполагает наличие у медиаторов своих стандартов и правил профессиональной деятельности. Сегодня "Право.Ru" публикует первый в России проект документа, который призван их создать. Называется он "Кодекс медиаторов России", а подготовила его Национальная организация медиаторов, которую ее учредители – Ассоциация юристов России, Торгово-промышленная палата России, Российский союз промышленников и предпринимателей и Центр медиации и права – позиционируют как прообраз саморегулируемой организиции (СРО по закону могут вырабатывать правила для медиаторов, а затем следить за их соблюдением).

Проект во многом основан на положениях Европейского кодекса поведения для медиаторов (European Code of Conduct for Mediators), утвержденного Европейской комиссией в 2004 году. 

Медиация – это та сфера деятельности, в которой единые этические и нравственные стандарты особенно важны. По замыслу разработчиков, эти правила должны быть общими как для действующих на профессиональной основе медиаторов, так и для их коллег, оказывающих услуги без прохождения специального обучения. Более того, те же ориентиры должны иметь и провайдеры медиативных услуг, а также профильные СРО.

Итак, какими же принципами должен руководствоваться в своей работе человек, именующий себя медиатором? Таковых семь.

Проводя процедуру, медиатор сохраняет беспристрастность и нейтральность по отношению к сторонам спора. Он "исходит из того, что каждый из участников прав со своей субъективной точки зрения". Отсюда и другое кредо – принятие, уважение и поддержка участников. Ободряя пришедших к нему за помощью, медиатор создает атмосферу, позволяющую им свободно высказывать свои мнения, пожелания и эмоции и чувствовать себя при этом услышанными. В свою очередь, этот принцип подкрепляется конфиденциальностью процедуры как необходимым ее условием. Кодекс устанавливает также исключительные случаи, в которых медиатор может раскрыть полученную информацию. Во-первых, если на то "явно, открыто и недвусмысленно" выразили согласие сами участники. А во-вторых, в ситуации, когда закон обязывает медиатора сообщить сведения в уполномоченный орган власти.  

В отличие от третьих лиц, от которых вся процедура скрыта под покровом конфиденциальности, сторонам необходимо иметь предельно ясное представление о ней. Из этого постулата следует еще одно правило – прозрачность и открытость медиации: участники должны быть полностью информированы о сущности, содержании и особенностях этой процедуры. В чем медиатор обязан изначально удостовериться, ведь он несет ответственность за ведение процедуры с соблюдением всех правил. И это – следующий принцип, нашедший отражение в кодексе. Важное дополнение ответственности – добросовестность медиатора, его готовность уделить сторонам "столько времени, сил и внимания, сколько на это потребуется для эффективного проведения процедуры".

Наконец, в проекте раскрыт принцип профессиональной компетентности. Согласиться на участие в разрешении конкретного спора медиатор вправе, лишь обладая необходимыми для этого компетенцией и опытом. Если отсутствие таковых выясняется уже в ходе процедуры, он должен уведомить об этом стороны "настолько быстро, насколько это возможно". Для таких случаев предусмотрена возможность замены медиатора, привлечения ко-медиатора или соответствующего эксперта.  

Одна из базовых идей кодекса – одинаковая важность всех его положений. Поэтому последовательность изложения принципов не влечет приоритетности отдельных из них.

Определив принципы деятельности медиатора, авторы не оставили без внимания и щекотливый вопрос о его вознаграждении. Впрочем, как это бывает с документами подобного рода, высказались они на этот счет довольно общо. Так, проект предусматривает, что размер гонорара определяется исходя из сложности спора, а также квалификации и опыта медиатора. Причем еще перед вступлением в процедуру стороны должны точно знать, сколько им это будет стоить, и определенно выразить свое согласие на соответствующий сумму. Это правило можно рассматривать как одно из практических проявлений принципа прозрачности и открытости медиации.  

Как и любой другой специалист, медиатор нуждается в продвижении своих услуг на рынке. А учитывая недостаточную осведомленность общества об этой едва нарождающейся профессии, реклама и предложение услуг становятся насущной необходимостью. В части информирования о медиации кодекс устанавливает запрет на обещание сторонам какого-либо определенного исхода дела и формирование "неоправданных ожиданий" от процедуры. Что, в общем-то, и понятно, ведь решение по спору принимают сами стороны. Примечательно также, что, заботясь о своей репутации, медиаторы не должны принижать "ценность или авторитет судебной системы". Это положение лишний раз свидетельствует о том, что медиация и судопроизводство не исключают друг друга, а лишь взаимно дополняют.

В документе читается невысказанный прямо призыв к медиаторам сплотиться и ощутить себя единым профессиональным сообществом. В основу взаимоотношений между ними положены принципы взаимного доверия, уважения, сотрудничества и поддержки. 

Судя по проекту, его создатели смотрят в будущее с оптимизмом: Кодекс предусматривает целый раздел, посвященный отношениям между СРО медиаторов и их членами. Однако совершенно очевидно, что создание СРО потребует немалого времени. Сначала в стране должны появиться профессионалы и их работодатели – провайдеры медиативных услуг.

Нравственный облик идеального медиатора будет предметом обсуждения до 30 апреля – именно такой срок установили разработчики для внесения предложений и замечаний, пообещав учесть их при утверждении окончательной редакции документа.

Ознакомиться с проектом Кодекса медиаторов России можно здесь