ПРАВО.ru
Юрист
29 августа 2019, 9:21

Адвокат, инхаус, судья: чего нельзя в соцсетях

Адвокат, инхаус, судья: чего нельзя в соцсетях
Сегодня сложно представить себе юриста крупной фирмы без аккаунта в Facebook, во «ВКонтакте» или какой-нибудь другой соцсети. Один некорректный комментарий или забавный перепост может серьезно ударить не только по репутации юриста, но и фирмы, в которой он работает. Но сложнее всего приходится госслужащим и представителям судебной системы. Они рассказали о своих проблемах при выходе в публичное поле.

Бизнесмены используют социальные сети как эффективный маркетинговый инструмент для продвижения своих услуг и товаров. Новых клиентов в Facebook могут найти и юристы. Однако из-за консервативности профессии не все классические PR-механизмы подойдут для рекламы юруслуг в соцсетях. Девиз «все, что не некролог, то пиар» в юридическом бизнесе не работает, говорит Анастасия Котенкова, менеджер по маркетингу SEAMLESS Legal (SL Legal) SEAMLESS Legal (SL Legal) Федеральный рейтинг. группа Защита персональных данных группа Страховое право группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Цифровая экономика группа Международный арбитраж группа Частный капитал группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) 4место По выручке на юриста 9место По выручке 18место По количеству юристов . Одним неудачным постом сотрудник может нанести серьезный урон не только себе, но и репутации фирмы. 

Чтобы избежать подобных ситуаций, лучше всего сосредоточиться на позитивной повестке. Беспроигрышный вариант – выкладывать посты только на профессиональные темы, а для привлечения внимания использовать мультимедийные материалы: фото, видео, инфографику и даже опросы. И пусть такая информация выкладывается на личной страничке юриста, у многих она будет ассоциироваться с компанией, где работает пользователь. Старший менеджер по PR Пепеляев Групп Пепеляев Групп Федеральный рейтинг. группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Трудовое и миграционное право группа Цифровая экономика группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры mid market) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Финансовое/Банковское право группа Защита персональных данных группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право Александра Старостина советует юристам смотреть на свои странички в социальных сетях глазами клиентов: обратитесь ли вы к такому консультанту за юрпомощью или нет.

Акцент на позитив и жалобы работников других сфер

Сами юристы уверены, что в рамках приличий и закона можно писать на любые темы. Главное – чувствовать грань дозволенного, которая в виртуальном мире не отличается от реального мира. Что уместно в одной ситуации, совсем не принимается в другой, поясняет партнер ФБК Право ФБК Право Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Санкционное право Профайл компании Александр Ермоленко: «Это как удачная или неудачная шутка. Все зависит от контекста и обстановки». Все опрошенные консультанты соглашаются с тем, что развивать личный бренд в соцсетях очень важно. У юриста в интернете должен быть подлинный и искренний образ, считает Роман Пирогов, управляющий партнер Nasonov Pirogov Nasonov Pirogov Региональный рейтинг. группа Банкротство группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры: high market) Профайл компании . Поэтому писать стоит не только про работу. Уместное чувство юмора с маркетинговой точки зрения будет эффективнее навязчивой рекламы юруслуг. А вот комментировать резонансные события надо осторожно. Тем более если ты не эксперт в обсуждаемом вопросе, предупреждает юрист. Не стоит подробно посвящать подписчиков в личную жизнь, выкладывать регулярные фото застолий и тщеславные посты. Еще Сергей Савельев, партнер Saveliev, Batanov & Partners Saveliev, Batanov & Partners Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) Профайл компании , просит коллег учитывать свой возраст: «То, что вполне адекватно для студента, может быть совершенно неприемлемо для состоявшегося юриста». 

Основное ограничение для консультантов – не писать ничего в соцсетях про дела клиентов без их согласия. В некоторых юрфирмах есть свои правила о поведении сотрудников в публичном поле. Так, юристам Юридическое партнерство «Курсив» Юридическое партнерство «Курсив» Региональный рейтинг. группа Антимонопольное право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры группа Недвижимость, земля, строительство группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры: high market) необходимо согласовывать со всеми партнерами личные посты о коллегах из других компаний. А в Nasonov, Pirogov & Partners проводят «кадровый due diligence», самостоятельно просматривая профили соискателей. Если видим там что-то неуместное, то можем высказать свое мнение претенденту, говорит Пирогов. Но не всем партнерам удается сформировать интерес у сотрудников к социальным сетям. Станислав Солнцев, управляющий партнер Солнцев и партнеры Солнцев и партнеры Региональный рейтинг. группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры: mid market) группа Семейное и наследственное право группа Интеллектуальная собственность группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 18место По количеству юристов , признается, что сотрудники его фирмы выходят в виртуальное поле неохотно. Хотя новых надежных клиентов приводят сегодня к юристам именно соцсети. Эти люди готовы платить и заранее понимают, к кому и зачем идут, объясняет Солнцев. По его словам, споров по стоимости услуг с такими доверителями почти не возникает. 

Главное – не отпугнуть потенциальных клиентов своей манерой вести соцсети. Явно лишними будут посты в жанре «после продуктивного рабочего дня мы с коллегами любим поиграть в гольф, поесть устриц и выпить коктейль», говорит адвокат Илья Новиков. На его страничку в Facebook подписано более 65 000 пользователей. Сейчас юрист защищает украинских моряков, задержанных по подозрению в незаконном пересечении границы. До этого адвокат добился помилования украинской летчицы Надежды Савченко. По словам Новикова, правозащитный пафос тоже уместен реже, чем кажется: «Формулировки «отстоять права моего доверителя», «возмутительное беззаконие», «мы будем обжаловать вплоть до ЕСПЧ» и т. п. странно смотрятся в рассказе про дело о взыскании алиментов».

Бывают ситуации, когда неосторожные высказывания адвокатов в соцсетях вызывают не только неприязнь у потенциальных клиентов, но и недовольство у представителей других сфер, которые пишут жалобы на защитников. В июне этого года ИА «Росбалт» направило на имя президента Федеральной палаты адвокатов Юрия Пилипенко и президента Адвокатской палаты Санкт-Петербурга Евгения Семеняко обращение с требованием проверить на соответствие Кодексу профессиональной этики адвоката и правилам поведения адвокатов в Сети высказывания управляющего партнера CLC CLC Региональный рейтинг. группа Уголовное право группа Недвижимость, земля, строительство Натальи Шатихиной. Речь идет о ее публичных комментариях по делу журналиста Ивана Голунова

Все адвокаты формально равны, но все же с публично известных спрос больше. Они больше на виду и на слуху. Их комментарии в большей степени влияют на общественное мнение. В том числе по таким высказываниям формируется мнение об адвокатах.

Ирина Оникиенко, партнер CLS CLS Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Антимонопольное право группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Банкротство (споры high market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Финансовое/Банковское право группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Трудовое и миграционное право группа Частный капитал Профайл компании

В документе (имеется в распоряжении «Право.ru») заявители перечисляют комментарии, которые, по их мнению, следует проверить. Первый из Telegram-канала «Приговорчики в строю», где адвокат написала, что «Голунов так или иначе был вовлечен в распространение наркоты», предположив, что у журналиста «есть скелеты в шкафу». Второй пример посвящен оценке действий адвоката правозащитной группы «Агора» Дмитрия Джулая, который в тот момент представлял интересы Ивана Голунова: «Утираю подолом слезу. Он так пожизненное поднимет, боюсь»

Я считаю, что ни в коем случае нельзя преследовать кого бы то ни было за выражение своего мнения. Даже если это мнение некорректное, оскорбительное и бестолковое. Тем более я считаю, что органы адвокатского самоуправления не должны привлекать к дисциплинарной ответственности адвокатов за высказывание своего мнения в социальных сетях.

Дмитрий Джулай, адвокат ПГ «Агора»

Журналисты в обсуждаемом документе ссылаются на п. 2.2 «Правил поведения адвокатов в интернете». Это положение предусматривает, что адвокаты не должны публично комментировать работу своих коллег и давать комментарии, направленные на принижение профессиональных качеств других адвокатов. Сама Шатихина подчеркивает, что в своих постах обращала внимание на то, что права людей должны соблюдаться вне зависимости от их виновности или невиновности. А Джулай публично обратился в АП Санкт-Петербурга с просьбой не привлекать адвоката к ответственности за ее высказывания. Палата пока никак не отреагировала публично на заявление ИА «Росбалт», отметили журналисты агентства. 


Юристы сходятся во мнении, что их коллегам в соцсетях нельзя:

–  делать резкие высказывания в адрес коллег;

– писать нецензурную брань и оскорбления;

–  делать «персональные выпады» – переход на личности в спорах; 

– публиковать недостоверные сведения;

–  делать навязчивую саморекламу и рекламу фирмы;

– с осторожностью писать комментарии на политические темы;

– публиковать семейные фото адвокатам уголовных практик;

– писать негативные комментарии про клиентов, в том числе и бывших.

Кодексы для внутренних юристов

Инхаусы обычно руководствуются внутренними требованиями, которые существуют для всех работников предприятия. У сотрудников Русфинанс Банка есть так называемые золотые правила, основанные на рекомендациях группы Societe Generale, в которую входит кредитная организация. В этом документе говорится о личной ответственности пользователей за размещение информации о банке, грамотности, необходимости проявлять лояльность в комментариях и публикациях, а также избегать конфликтов и соблюдать авторские права, рассказывает Николай Мишин, глава правового департамента банка. 

Похожий подход и в группе НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат), где нет отдельных требований по поведению работников в интернете, но есть общий Кодекс этики, правила которого распространяются на активность сотрудников в виртуальном поле. Например, нельзя постить в открытом доступе фото с производства, на которых могут содержаться ноу-хау или технологические секреты, рассказывает руководитель направления антимонопольных рисков НЛМК Дмитрий Гавриленко. Еще одно распространенное требование для большинства внутренних юристов – все комментарии нужно согласовывать только через пресс-службу. Кроме того, у некоторых банков в каждом подразделении существуют свои негласные правила публикаций в соцсетях, отмечает Андрей Набережный, экс-руководитель направления банка «Траст», а сейчас глава проектов Яковлев и Партнеры Яковлев и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Банкротство (споры high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 14место По выручке на юриста 21место По количеству юристов 23место По выручке Профайл компании . В одном департаменте руководитель не накладывает ограничений, а в другом – просит согласовывать тексты постов заранее. Строгих установок нет, но публикация не должна противоречить интересам компании и раскрывать внутреннюю кухню, говорит юрист. Так что любую критику придется оставить при себе, если ты ассоциируешь себя с компанией в публичном пространстве, предупреждает эксперт. 

Некоторые компании запрещают сотрудникам даже указывать свою должность. Это разрешается только топ-менеджерам, которые могут выражать позицию организации публично. Во избежание проблем с работодателем Набережный советует инхаусам заранее определить для себя, аккаунт является рабочим или нет. Если вы выкладываете личные фотографии и мысли, то не комментируйте деловые вопросы, которые входят в сферу интересов фирмы, предупреждает юрист. Если аккаунт деловой, то заранее стоит проговорить содержание публикаций и определить порядок согласования с пресс-службой компании. Поэтому лучше заранее договориться по формату или вообще отказаться от сотрудничества, если компания видит для себя риски, резюмирует эксперт. 

Стоит помнить, что из интернета нельзя ничего удалить бесследно, а информация распространяется стремительно.

Николай Мишин, директор юрдепартамента Русфинанс Банка

У адвокатов свои порядки

С 2016 года ограничения в обсуждаемой сфере появились и у адвокатов. Правила поведения защитников в виртуальном пространстве базируются на пяти принципах: профессионализм, сдержанность и корректность, достоинство, безопасность и корпоративность. В регулирующем документе указано, что защитникам присуща активная гражданская позиция по самым разным социально значимым проблемам. Но адвокат в соцсетях должен вести себя так, как в профессиональной сфере: при всех обстоятельствах соблюдать честь и достоинство. Поэтому публиковать стоит лишь то, что защитник может высказать публично, когда выступает в качестве адвоката. Статс-секретарь ФПА, старший партнер Pen&Paper Константин Добрынин уверен, что идеальная линия поведения в соцсетях – это быть самим собой. Так, иногда стоит поспорить с коллегами в публичном поле. Но дискуссия не должна превращаться в ссору, предупреждает адвокат, партнер АБ Торн Сергей Токарев. Сам он рассматривает личный аккаунт в Facebook как возможность выговориться иногда и отточить письменный стиль. Но признает, что благодаря соцсетям значительно расширил клиентскую базу и познакомился с большим количеством интересных людей. 

Хочешь или не хочешь, но страница в Facebook как визитная карточка. Любой пост может как привлечь, так и оттолкнуть потенциальных доверителей. Поэтому крайне осторожно следует обсуждать политику, веру, отношение к другим национальностям и к половой ориентации.

Сергей Токарев, партнер АБ «Торн»

Но не всем адвокатам удается соблюдать правила поведения в соцсетях. В апреле 2018 года без статуса остался Марк Фейгин из-за постов в Twitter, где юрист нецензурно оскорблял украинского блогера Анатолия Шария. Совет АП Москвы пришел к выводу, что Фейгин проявил неуважение и оскорбительное отношение к своему оппоненту, а также дал несдержанную и некорректную оценку содержанию искового заявления своего «процессуального оппонента» Шария. «Адвокат Фейгин продемонстрировал предельно низкие стандарты поведения, обычно характеризуемые как нерукопожатность», – отметили тогда в АП. Более мягкая мера наказания «косвенно свидетельствовала бы о совместимости подобного устойчивого и сознательного поведения с принадлежностью адвокатскому сообществу», говорилось в решении по Фейгину, законность которого подтвердили суды.

Осенью 2017 года АП Башкортостана лишила статуса Виталия Буркина. Тот на своих страничках в соцсетях «ВКонтакте», Facebook и Livejournal разместил ряд публикаций, которые посчитали «публичным выражением неуважения к судебным органам». В материале под названием «Как стать федеральным судьей?» Буркин писал: «Потому что первое правило этой системы звучит так – принимать только своих. А чтобы стать своим, надо обязательно быть замешанным ранее в каком-нибудь коррупционном деле. Желательно, чтобы это было какое-то воровство, желательно даже мелкое. Чтобы под страхом разоблачения будущий судья не побоялся исполнять любые приказы. Кандидат должен быть беспринципным, в идеале даже подлым». В АП решили, что это высказывание оскорбляют судебную систему Башкортостана. Юрист попытался вернуть себе статус в суде, но безуспешно.

Сам Буркин уверен, что все решения ФПА об ограничении прав адвокатов при выражении своего мнения в публичном пространстве являются антиконституционными. По мнению юриста, такие решения и действия «адвокатских чиновников» противоречат нормам закона об адвокатуре, согласно которым защитника можно привлечь к ответственности за высказывания только при наличии приговора суда. То есть должна быть установленная судом виновность адвоката в клевете, объяснил Буркин. 

Правила нотариусов

Cхожие с адвокатскими правила поведения в соцсетях и у нотариусов. По закону им нельзя заниматься саморекламой или продвижением конкретного коллеги. Есть у них и свой Кодекс профэтики, в который весной этого года внесли ряд изменений. В частности, добавили главу, призванную регулировать поведение нотариусов во внеслужебное время и избегать действий, которые могли бы нанести ущерб авторитету нотариата. В новой редакции документ обязывает «избегать всего, что может нанести ущерб профдеятельности нотариуса или подорвать доверие и престиж профессии в обществе к ней». Это требование распространяется и на общение в соцсетях, рассказал начальник юротдела Федеральной нотариальной палаты Антон Макаров. 

По его словам, в Кодекс профэтики добавили и дополнительную регламентацию поведения в интернете и указали, что нотариус может иметь как страницы в соцсетях, посвященные его профессиональной деятельности, так и личные аккаунты. На рабочих страницах те могут публиковать справочную информацию и отвечать на вопросы граждан. Их наполнение придется согласовывать с нотариальной палатой субъекта РФ. Сейчас Кодекс профэтики в последней редакции находится на подписи у министра юстиции Александра Коновалова.

Проблемы судей

Больше всего ограничений испытывают на себе представители судебной системы и госслужащие, которые решаются выйти в публичное поле. За малейшее нарушение можно лишиться должности. Мировой судья из Ростова-на-Дону Евгения Гребенщикова выложила на своей страничке во «ВКонтакте» две картинки с нецензурной лексикой. Бдительный председатель одного из районных судов обнаружил это и сообщил главе областного суда. Региональная квалифколлегия лишила мирового судью полномочий за «поступок, который умаляет авторитет судебной власти». Дисциплинарная коллегия Верховного суда оставила такое решение без изменений (см. «Не умеете – не пользуйтесь»: судья поплатилась за картинки во «ВКонтакте»). За публикацию фото горящей мечети с надписью «в мире можно бесконечно смотреть на три вещи: как течет вода, как мерцают звезды и как горит мечеть» лишили статуса судью Ивана Вершинина из Малопургинского районного суда Удмуртии. Аналогично наказали и судью Белоглинского районного суда Краснодарского края Ирину Парфенову. Та разместила в «Одноклассниках» фото, где, закинув ноги на стол, сидит в кабинете, похожем на рабочий. «Я, конечно, не совершенство, но шедевр еще тот!» – такая подпись стояла под фотографией. В обоих случаях решения региональных квалифколлегий поддержал ВС. Кроме того, судейскую должность из-за неоднозначного поведения в соцсетях можно просто не получить. Так произошло с Виктором Мокрушиным, который хотел попасть на работу в Арбитражный суд Крыма. Помешали Мокрушину фотографии из «ВКонтакте», на которых он на капустнике изобразил «подвыпившего полуобнаженного пирата с подбитым глазом». ВС отказ ВККС в рекомендации на должность поддержал.

В самом общем виде поведение в соцсетях как действующего судьи, так и отставника определяется Кодексом судейской этики. Помощник судьи из Санкт-Петербурга Ксения Антонова* рассказывает, что их руководство не предъявляет особых правил к ведению личных аккаунтов: «Достаточно не выкладывать компрометирующих материалов. Такими считаются «обнаженка», фото с алкоголем». Кроме того, ежегодно каждый сотрудник суда должен сдать на специальном бланке список своих аккаунтов в соцсетях, поясняет помощник судьи. Если эти сведения не предоставить, то в отношении работника начнут проводить служебную проверку, добавляет Антонова. Ее коллега Татьяна Осипова* подтверждает отсутствие особых рекомендаций к информации, которую публикуют в своих соцсетях представители судебной системы. Грань дозволенного она определяет для себя субъективно, то есть исходя из личного видения судебной этики, статуса госслужащего и понятия порочащей информации. Осипова советует своим коллегам не указывать в личных аккаунтах место работы, не размещать фото с рабочего места и не писать о роде своей деятельности в публичных комментариях. За несколько лет работы она уже стала свидетелем того, как за «порочащие» действия одни работники судебной системы получали выговор с депремированием, а других вовсе увольняли. Сотрудники Верховного суда добавляют, что им нельзя публично комментировать дела, которые могут дойти до ВС. 

Вместе с тем нет строгого запрета судьям заводить аккаунты, подчеркнул глава Совета судей Виктор Момотов на прошлогоднем заседании Экспертного клуба имени Замятнина. Правда, судьям стоит вести более жесткую френд-политику на своих страничках по сравнению с обычными пользователями. Кроме того, Момотов попросил коллег помнить, что любая запись и комментарий в соцсети – это публичное выступление с определенной позицией. Даже в абстрактных комментариях по правовым вопросам скрывается подвох, отметил глава Совета судей: «Высказывая мнение по той или иной правовой норме, судья косвенно указывает, как он будет применять и толковать эту норму в дальнейшем. У кого-то сразу закрадывается нехорошая мысль, мол, исход многих дел, которые этот судья будет рассматривать, уже предрешен, а это является основанием для отвода судьи».

Бывший сотрудник Конституционного суда, а сейчас декан юрфака НИУ ВШЭ (СПб) Антон Ильин считает, что потенциальные угрозы от «живого» и виртуального общения для работников судов равнозначны. Представителю судебной системы следует помнить, что, глядя на его поведение – реплики и идеи, другие люди формируют свое мнение о правосудии, предупреждает юрист. Но нельзя запрещать высказывать различные позиции в научных обсуждениях, которые проходят и на просторах соцсетей, подчеркивает Ильин: «Свобода творчества должна защищаться практически во всех ее проявлениях». Ограничения такого права для представителей судебной системы будут являться проявлением неуважения к конституционным правам граждан, констатирует юрист.

Тяжёлая ноша госслужбы

Госслужащие при общении в соцсетях руководствуются в первую очередь ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» № 79-ФЗ. В нём указано на необходимость проявлять корректность при общении с гражданами, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий, проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов РФ. Есть в этом документе и пункты о неразглашении конфиденциальной информации и несовершении поступков, которые способны опорочить честь и достоинство как сотрудника, так и госоргана в целом. Кроме того, по закону при устройстве на работу в госорган соискатель должен предоставить будущему работодателю информацию о своих аккаунтах в соцсетях.

В этом году антимонопольное ведомство разработало и утвердило рекомендации по ведению личных аккаунтов в соцсетях для сотрудников службы. В ФАС работает система адаптации новых сотрудников, в рамках которой им разъясняют спорные вопросы по ведению соцсетей. Основные запреты для госслужащих касаются сохранения в тайне служебной информации, которая не предназначена для огласки. Нельзя им и публично критиковать решения вышестоящих инстанций. Правильная линия поведения в соцсетях для госслужащего – это микс служебного и личного, резюмирует Петр Яковлев, бывший заместитель руководителя УФАС по Санкт-Петербургу. Если говорить упрощенно, то нужно совмещать «котиков и футбол» с записками чиновника, считает юрист. Яковлев предупреждает, что госслужащим не надо писать про действующую власть: «Про внешнюю политику можно, но аккуратно».

В силовых ведомствах правила еще строже. Все соцсети там под запретом, говорит бывший следователь ГСУ СКР, а в настоящее время партнер Адвокатское бюро ZKS Адвокатское бюро ZKS Федеральный рейтинг. группа Уголовное право 33место По выручке Профайл компании Алексей Новиков: «Все общение только через пресс-службу». Правда, молодые сотрудники правоохранительных органов нередко игнорируют подобные ограничения, рассказывает юрист: «Порой такие откровенные фото выкладывают». Самому Новикову после перехода в адвокатуру оказалось непросто адаптироваться к публичности в интернете. Если бы партнеры не настояли и не объяснили, что делать, я бы никогда не завел аккаунт в Facebook, утверждает адвокат.

* – имена и фамилии изменены редакцией.