ПРАВО.ru
Must-read
7 сентября 2022, 8:38

Морские юристы: чем занимаются и что должны знать

Морские юристы: чем занимаются и что должны знать
Морским юристам надо разбираться не только в праве, но еще понимать устройство судна и знать иностранные языки. Из-за санкций работа специалистов сильно поменялась: многие международные проекты приостановились, но стало больше судебных споров. Поговорили с ведущими российскими юрфирмами, которые специализируются на морском праве, и узнали о секретах и перспективах профессии.

Морским юристам надо знать гражданское, страховое, международное частное и публичное право, говорит юрист Ковалев, Тугуши и партнеры Ковалев, Тугуши и партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Страховое право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Морское право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Частный капитал группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Уголовное право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) 14место По выручке на юриста (более 30 юристов) 17место По количеству юристов 24место По выручке Профайл компании Илья Чехин. А для оказания юрпомощи в вопросах регистрации, импорта судов и грузов нужно быть хорошим специалистом в административном, а порой и уголовном праве, подчеркивает управляющий партнер Инмарин Инмарин Федеральный рейтинг. группа Морское право Кирилл Маслов. Еще надо знать английский язык, понимать техническое устройство судов и специальную морскую терминологию. Обилие сокращений и непонятных аббревиатур поражает начинающих специалистов, рассказывает партнер NAVICUS.LAW NAVICUS.LAW Федеральный рейтинг. группа Морское право Профайл компании Константин Путря. Причем это касается не только условий договоров, но и технической лексики, особенно в области деликтных споров. Например, новичку будет сложно понять, что такое чартер-партия (соглашение, устанавливающее условия морской перевозки грузов. — Прим. ред.) или коносамент (документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. — Прим. ред.).

Важное качество для морского юриста — мобильность. Ведь иногда специалистам приходится выезжать на место происшествия (например, если судно попало в аварию, столкнувшись с другим) и защищать судовладельца, его экипаж или грузовладельца в случае спора, отмечает Маслов.

Где учатся

Морским юристом можно работать и без специализированного образования. Достаточно закончить обыкновенный юрфак, а недостающие знания можно получить уже на практике или факультативно. В некоторых вузах есть отдельные курсы по морскому праву, например в ВШЭ. Такие курсы — отличная возможность глубже погрузиться в предмет и понять, насколько он интересен. Часто профильные курсы ведут практикующие юристы. Например, в ВШЭ преподает партнер NAVICUS.LAW NAVICUS.LAW Федеральный рейтинг. группа Морское право Профайл компании Константин Путря. 

Если все-таки хочется получить специализированное образование, то в России есть несколько программ бакалавриата и магистратуры по морскому праву.

Хотя будущие юристы изучают много специализированных дисциплин (морскую криминологию, таможенное право и документоведение на морском транспорте), в России не хватает современной и качественной литературы по морскому праву. Как рассказывает партнер NAVICUS.LAW NAVICUS.LAW Федеральный рейтинг. группа Морское право Профайл компании Константин Краснокутский, часто приходится обращаться к иностранным источникам. Это одна из причин, почему морской юрист должен хорошо знать английский и другие иностранные языки (если хочет работать в компании, которая сопровождает международные морские перевозки). А еще можно поехать учиться за границу: например, учебные программы по морскому праву есть в Лондонском городском университете и в Университете Осло. По мнению Краснокутского, именно в иностранных вузах можно получить качественное образование по морскому праву. 

Чем занимаются 

Юристы по морскому праву могут работать в любых отраслевых компаниях. Это судоходные и страховые фирмы, компании, которые специализируются на экспорте и импорте сырьевых товаров. Еще можно устроиться на госслужбу, например на таможню. Маслов считает, что начинать карьеру нужно как можно ближе к флоту, чтобы понимать процессы эксплуатации судов, ведь от этого все строится. А по мнению Путря, идеальный вариант — работа внешним консультантом: «Это лучший старт, который позволяет получить полезный и разнообразный опыт. Это вопросы внешней торговли, таможенные вопросы, вопросы с пограничной службой, налоговые вопросы и даже вопросы по трудовому праву». 

Морской юрист может устроиться и в юрфирму, которая специализируется на морском праве. В России таких несколько, в том числе Инмарин Инмарин Федеральный рейтинг. группа Морское право и NAVICUS.LAW NAVICUS.LAW Федеральный рейтинг. группа Морское право Профайл компании Еще есть фирмы с широкой специализацией, где морское право — важная часть их практики. Это, например, Ковалев, Тугуши и партнеры Ковалев, Тугуши и партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Страховое право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Морское право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Частный капитал группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Уголовное право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) 14место По выручке на юриста (более 30 юристов) 17место По количеству юристов 24место По выручке Профайл компании

Путря рассказывает, что работу морских юристов можно условно разделить на две категории. Одни выполняют «береговые» и «бумажные» задачи: работают с чартер-партиями и коносаментами. А другие решают вопросы, которые возникают в ходе исполнения рейса: например, расследуют морские аварии и повреждения судов. Вообще, во время работы морской юрист выполняет целый ряд задач, среди них:

  • юридическое сопровождение постройки и эксплуатации судна;
  • консультационно-аналитическая работа с судовладельцами (в том числе вопросы по оперированию флота, расчеты и урегулирование демереджей, правонарушения и инциденты с экипажем, аресты судов);
  • страхование;
  • разрешение вопросов по возмещению убытков в аварийных ситуациях, при потере фрахта, в ЧС;
  • преподавательская и научная работа.

60% моего рабочего дня проходит в консультациях и подготовке различных транзакций с флотом. Остальное время делится примерно поровну на представительство в госорганах в области морского и речного транспорта и посещение судов при закрытии сделок, расследовании аварий и инцидентов. 

Кирилл Маслов

Клиентами морских юристов чаще всего становятся клубы взаимного страхования, иностранные и российские судовладельцы и фрахтователи, грузовладельцы, банки, порты, страховые компании, крупные экспедиторы. 

Перспективы профессии 

Морских юристов ждет всплеск числа судебных споров, считает Путря. По мнению эксперта, такую динамику можно наблюдать уже сейчас. Это связано с тем, что из-за сложившейся ситуации большинство участников рынка растерялись и заняли выжидательную позицию. А сейчас возникло чуть больше определенности и началось движение. Но прогнозы эксперта пессимистичны: спрос на специалистов, который и так был небольшим, спадет. Особенно если речь идет о юристах, которые ориентировались на международный рынок. Так, в апреле 2022 года общий грузооборот порта Петербурга упал на 49% до 2,84 млн тонн, пишет «Фонтанка»

Путря рассказывает, что из-за санкций у него сорвался проект по развертыванию с нуля судоходного бизнеса для экспорта зерновых от немецкого клиента. Сейчас движение на рынке сохраняется из-за проблем в рамках уже существовавших договорных отношений сторон.

Радует лишь то, что в обозримом будущем мировой океан никуда не денется. Вероятно, и мировая торговля тоже. А это приведет к необходимости юридического сопровождения этого сектора экономики. Ведь абсолютное большинство товаров перевозится морем.

Константин Путря

Старший юрист практики международного торгового и таможенного права Санкт-Петербургское Адвокатское Бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры» Санкт-Петербургское Адвокатское Бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры» Региональный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Банкротство (включая споры) группа Интеллектуальная собственность группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Уголовное право группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство Профайл компании Юлия Белякова рассказывает, что раньше самые интересные кейсы возникали в плоскости морского страхования или захвата морских судов, а сейчас с учетом санкций на первый план выходят «бытовые» вопросы. Например, как обеспечить эксплуатацию судна или перевозку груза из пункта А в пункт Б, если конкретный груз, само судно или судовладелец подпадают под ограничения.

Чехин отмечает, что многие международные страховщики стали расторгать договоры страхования и отказывать в предоставлении страхового покрытия в отношении российских судов, а это может повлечь риск досрочного расторжения договоров фрахтования.