
❯❯ Александр Абрамов, начальник правового управления Ассоциации банков России: «Особый запрос в банковском сообществе направлен на разрешение проблемы с обращением взыскания на единственное жилье должника. Конституционный суд уже не раз говорил, что пора бы определить критерии роскошного жилья. И здесь, конечно, нужно соблюсти интересы не только самого должника, но и членов его семьи».
❯❯ Никита Кузнецов, ведущий юрисконсульт отдела правового сопровождения взаимодействия с госорганами «Т-банка»: «В рамках банкротства суды не могут нормально реализовать имущество должника из-за уголовного ареста активов. Это наболевший вопрос. И если Конституционный суд правильно подойдет к нему, то скажет об ограничении действия уголовных арестов. Когда срок уголовного ареста кончается, банки не могут его снять, так как нет постановления о снятии».

IPO сейчас пользуется господдержкой, но большое количество IPO — не самоцель. Компания должна готовиться к этому. Это не только юридическое структурирование, но и определение того бизнеса, который вы хотите продать. Сейчас и розничные инвесторы — очень активная инвесторская база. Это и повлияло на структуру сделок, и изменило проспект эмиссии. Цель — дать максимально простой, но эффективный посыл, который поможет привлечь розничных инвесторов.
❯❯ Григорий Пантухов, руководитель правового сопровождения цифровых активов Московской биржи: «На криптовалютах зарабатывают колоссальные деньги, и это большой сегмент экономики, который пока еще не ощутим. Этот актив безумно волатильный, но он подчиняется экономическим законам. Цифровые валюты — это и вызов для традиционной банковской системы, и реальность вокруг нас».


Российский рынок смог адаптироваться к работе в текущих условиях. Он активно и самостоятельно развивается, находит новые ниши и точки развития.
❯❯ Глеб Базурин, старший юрист : «Чтобы открыть счет в Китае, недостаточно зарегистрировать там компанию. Мы сталкиваемся с банковским комплаенсом, а до него — с регуляторными требованиями. Порой комплаенс принимает самые причудливые формы. В Китае можно спокойно остаться с открытой компанией, но без счета или со счетом, через который нельзя провести большинство операций».

Контрсанкционное регулирование сложное и динамично меняется. Поэтому участникам рынка нужно постоянно отслеживать контрмеры и нововведения, которые повлияют на бизнес. Четких механизмов ответственности за нарушения контрсанкций нет, но одно из самых распространенных последствий из практики — признание сделок недействительными.


Сейчас используют более гибкие подходы к структурированию обязательств заемщика. В современных условиях с нарушениями цепочек поставок и волатильностью макроэкономики срок реализации проекта может увеличиться. Поэтому гибкость в сроках реализации, как и другие механизмы, желательно оговаривать заранее. Это позволит избежать сложной дискуссии при реализации проекта.
❯❯ Елена Наумцева, директор по синдикации в бизнес-блоке ВЭБ.РФ: «Синдицированный кредит позволяет диверсифицировать кредитный портфель для банков и снизить концентрацию кредитного риска. Участие крупных банков меняет форму синдиката — сейчас рынок будет больше ориентироваться на сделки «широкой» синдикации. Но чем больше участников синдиката, тем больше вопросов внутри сделки».
❯❯ Ирина Моргачева, директор проектов в Центре ГЧП Сбера: «Сейчас колоссальная тенденция к развитию синдикатов. Это связано с тем, что из-за инфляции текущие проекты измеряются десятками миллиардов рублей, поэтому нужно разделять риски между кредиторами. При этом идет активное применение инструментов ГЧП, так как перед РФ стоят невероятные инфраструктурные задачи. Все это требует огромных бюджетов, а вопрос стоимости денег сейчас самый сложный».

Лейтмотив дня — диверсификация источников финансирования. Заемщики максимизируют доступные меры господдержки и стремятся структурировать сделки так, чтобы растраншировать кредиты с использованием разных мер господдержки. Сложные структуры даются непросто и кредиторам, и заемщикам. Но для больших длинных проектов иного пути сейчас нет. Будущее за комбинациями разных источников финансирования и их грамотными сочетаниями.
❯❯ Роман Прудентов, партнер Банковской и финансовой практики : «Из-за увеличения сроков и стоимости проектов сейчас на рынке много изменений в кредитных договорах и обеспечительных документах. Законодатели и суды пытаются облегчить участникам процесса внесение изменений в документацию, но юристам важно подстраховаться. Поэтому во многих случаях все равно нужно оформлять изменения в условиях финансирования и во все обеспечительные документы включать положения, что изменения в основных документах не влияют на объем обеспечения».

Структурные облигации полезны, если заемщик не может взаимодействовать с банком напрямую. В равной степени они могут пригодиться и банку, которому важно сохранить хорошего качественного заемщика. Структурные облигации допустимо еще использовать, когда кредитору надо разгрузить баланс и высвободить капитал.
Все презентации спикеров конференции доступны по ссылке.