Те функции, которые реализованы в Картотеке арбитражных дел, долгое время не были доступны для судов общей юрисдикции:
- единая строка поиска, через которую можно найти любое дело без переходов по сайтам судов;
- сквозная идентификация — обжалования судебного дела хранятся в одной карточке;
- возможность установить мониторинг по делу и получать обновления.
Таким функционалом могли воспользоваться лишь стороны арбитражных процессов, а теперь это доступно и участникам дел в судах общей юрисдикции. Реализовать подобное решение было бы невозможно без огромной работы, которую проделали для систематической публикации документов в судах общей юрисдикции. За последние несколько лет раскрывать информацию стали намного активнее. «Мы, в свою очередь, выстроили систему алгоритмов, с помощью которых смогли бережно и оперативно собрать сведения с сайта каждого суда», — объясняет СЕО ПравоТех Алексей Пелевин. Эту информацию они обрабатывают, обогащают и приводят к задуманному виду.

Какая самая большая мечта на протяжении нескольких лет была у российских судебных юристов? Получить базу решений СОЮ как в Картотеке арбитражных дел. Литигаторам хотелось, чтобы информация о делах в судах общей юрисдикции была упорядочена по аналогии с КАД. Мы это сделали.
Пользователям будет доступно более 200 млн дел СОЮ, при этом в год суды общей юрисдикции рассматривают около 30 млн дел. Принципиально новым в этом будет невысокая стоимость — около 1000 руб. в месяц. «Для нас это новый ценовой сегмент, — говорит Пелевин. — Мы сделали порог входа для юристов, которые только начинают свой путь в автоматизации, низким».
Интерфейс «Права (картотека)»
Технологии становятся доступнее
Есть отдельная концепция, которая описывает этапы развития технологий на несколько лет, — кривая Гартнера. Традиционно первыми последователями инноваций становятся крупные корпорации: у них есть деньги, запрос, они следуют тренду на цифровую трансформацию. ПравоТех здесь хорошо представлен, и этот сегмент рынка больше не голоден, констатирует Пелевин. По-другому выглядит ситуация среди независимых юристов со сравнительно небольшой выручкой. Решений и инструментов для них все еще не хватает, поэтому в ПравоТех решили сделать доступный продукт. «Мы взяли Casebook, выделили из него востребованный функционал и представили „Право (картотеку)“ отдельным недорогим решением массовому пользователю», — объясняет Пелевин.
Сейчас ПравоТех в целом пошел по пути атомизации и упрощения продуктов. Так, появился «Право (диалог)» с ИИ-функцией — в режиме чата в телеграме можно «поговорить» с делом. Это эксперимент, который поможет понять, насколько такой формат востребован. «Дальше мы бы хотели расширить диапазон арбитражных дел, после — добавить дела из СОЮ», — делится планами Пелевин. Следующий шаг — возможность «поговорить» с компанией, узнать, какая у нее выручка, с кем она связана и какие есть риски. На настоящий момент «Право (диалог)» живет в «Телеграме», но в будущем может переехать в отдельное приложение.
«Право (знания)» позволяет работать с внутренней базой данных юрдепартамента с помощью ИИ
Еще один новый продукт — «Право (знания)», полностью построенный на технологии искусственного интеллекта. Он использует внутреннюю базу знаний юридического департамента и на ее основе запускает так называемый RAG-плагин (retrieve, augment, generate — извлечь, дополнить, сгенерировать), а еще отвечает на вопросы из этой базы. Говоря простым языком, это небольшой ИИ, который работает только на специализированных данных. Он не «фонит», как бывает с большими языковыми моделями. Продукт получил первых клиентов еще до широкого релиза.
К релизу готовится и система «Право (договоры)», которая анализирует комплаенс- и другие риски в контрактах с помощью ИИ. Пока создана первоначальная версия продукта для проверки функций.
«Право (договоры)» помогает выявлять риски в документах
Автоматизация юрфункции становится доступна не только корпорациям. Через несложные продукты, небольшие шаги, можно продвинуться в цифровой зрелости. «Мы продолжим работу, чтобы правотех-индустрия стала еще доступнее», — уверяет Пелевин.