ПРАВО.ru
ПРАВОТЕХ
30 июня 2025, 17:20

СОЮ как в КАДе: о новых разработках ПравоТех

СОЮ как в КАДе: о новых разработках ПравоТех
В этом году юристы смогут опробовать систему «Право (картотека)», которая станет объединенной базой судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Пользователи получат доступ к информации более чем о 200 млн дел в СОЮ. О новой разработке подробно рассказал Алексей Пелевин, СЕО ПравоТех.

Те функции, которые реализованы в Картотеке арбитражных дел, долгое время не были доступны для судов общей юрисдикции: 

  • единая строка поиска, через которую можно найти любое дело без переходов по сайтам судов;
  • сквозная идентификация — обжалования судебного дела хранятся в одной карточке;
  • возможность установить мониторинг по делу и получать обновления. 

Таким функционалом могли воспользоваться лишь стороны арбитражных процессов, а теперь это доступно и участникам дел в судах общей юрисдикции. Реализовать подобное решение было бы невозможно без огромной работы, которую проделали для систематической публикации документов в судах общей юрисдикции. За последние несколько лет раскрывать информацию стали намного активнее. «Мы, в свою очередь, выстроили систему алгоритмов, с помощью которых смогли бережно и оперативно собрать сведения с сайта каждого суда», — объясняет СЕО ПравоТех Алексей Пелевин. Эту информацию они обрабатывают, обогащают и приводят к задуманному виду.

Какая самая большая мечта на протяжении нескольких лет была у российских судебных юристов? Получить базу решений СОЮ как в Картотеке арбитражных дел. Литигаторам хотелось, чтобы информация о делах в судах общей юрисдикции была упорядочена по аналогии с КАД. Мы это сделали.

Алексей Пелевин, СЕО ПравоТех

Пользователям будет доступно более 200 млн дел СОЮ, при этом в год суды общей юрисдикции рассматривают около 30 млн дел. Принципиально новым в этом будет невысокая стоимость — около 1000 руб. в месяц. «Для нас это новый ценовой сегмент, — говорит Пелевин. — Мы сделали порог входа для юристов, которые только начинают свой путь в автоматизации, низким».

Интерфейс «Права (картотека)»

Технологии становятся доступнее

Есть отдельная концепция, которая описывает этапы развития технологий на несколько лет, — кривая Гартнера. Традиционно первыми последователями инноваций становятся крупные корпорации: у них есть деньги, запрос, они следуют тренду на цифровую трансформацию. ПравоТех здесь хорошо представлен, и этот сегмент рынка больше не голоден, констатирует Пелевин. По-другому выглядит ситуация среди независимых юристов со сравнительно небольшой выручкой. Решений и инструментов для них все еще не хватает, поэтому в ПравоТех решили сделать доступный продукт. «Мы взяли Casebook, выделили из него востребованный функционал и представили „Право (картотеку)“ отдельным недорогим решением массовому пользователю», — объясняет Пелевин.

Сейчас ПравоТех в целом пошел по пути атомизации и упрощения продуктов. Так, появился «Право (диалог)» с ИИ-функцией — в режиме чата в телеграме можно «поговорить» с делом. Это эксперимент, который поможет понять, насколько такой формат востребован. «Дальше мы бы хотели расширить диапазон арбитражных дел, после — добавить дела из СОЮ», — делится планами Пелевин. Следующий шаг — возможность «поговорить» с компанией, узнать, какая у нее выручка, с кем она связана и какие есть риски. На настоящий момент «Право (диалог)» живет в «Телеграме», но в будущем может переехать в отдельное приложение. 

«Право (знания)» позволяет работать с внутренней базой данных юрдепартамента с помощью ИИ

Еще один новый продукт — «Право (знания)», полностью построенный на технологии искусственного интеллекта. Он использует внутреннюю базу знаний юридического департамента и на ее основе запускает так называемый RAG-плагин (retrieve, augment, generate — извлечь, дополнить, сгенерировать), а еще отвечает на вопросы из этой базы. Говоря простым языком, это небольшой ИИ, который работает только на специализированных данных. Он не «фонит», как бывает с большими языковыми моделями. Продукт получил первых клиентов еще до широкого релиза.

К релизу готовится и система «Право (договоры)», которая анализирует комплаенс- и другие риски в контрактах с помощью ИИ. Пока создана первоначальная версия продукта для проверки функций.

«Право (договоры)» помогает выявлять риски в документах

Автоматизация юрфункции становится доступна не только корпорациям. Через несложные продукты, небольшие шаги, можно продвинуться в цифровой зрелости. «Мы продолжим работу, чтобы правотех-индустрия стала еще доступнее», — уверяет Пелевин.