Тульский областной суд
Тульский областной суд
Руководство
Председатель суда | Хорошилов Игорь Михайлович |
Заместитель председателя суда | Назаров Владислав Викторович |
Заместитель председателя суда | Пилипчук Александр Анатольевич |
Заместитель председателя суда | Селищев Владимир Витальевич |
Контакты
Адрес | 300600, г. Тула, пр-т Ленина, 45 |
Телефон | (4872) 36-37-16, 31-14-63 |
Сайт | http://oblsud.tula.sudrf.ru |
История
19 сентября 1777 года по Указу императрицы Екатерины II на карте России появилась Тульская губерния с 12-ю уездами: Алексивским, Белевским, Богородицким, Ве-невским, Епифанским, Ефремовским, Каширским, Крапивенским, Новосильским, Одоевским, Тульским и Чернским. В рамках реформы местного управления («Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», 7 ноября 1775 года) в Тульской губернии, как и других образованных российских регионах, впервые создается система специальных судебных учреждений.
Судебная система России, созданная по Указу Екатерины II, строилась по сословному принципу. В каждой губернии создавались судебные инстанции (уездные и губернские) для каждого из трех российских сословий - дворянства (Нижние земские и Уездные суды, как 1-я инстанция, и Верхний земский суд в качестве 2-й судебной инстанции), городских жителей (Городовые магистраты и Губернский магистрат) и свободных крестьян (Нижние и Верхняя расправы). Третьей инстанцией для каждой категории сословных судов стал губернский всесословный судебный орган - Палаты уголовного и гражданского суда. Вершину судебной власти в стране венчал Правительствующий Сенат. Особняком в местных судебных органах стоял Совестный суд, который рассматривал дела о преступлениях, совершенных по невежеству, безумными, малолетними, о колдовстве, чародействе, знахарстве и ворожбе, жалобы на незаконное содержание в тюрьме, а также примирял стороны по гражданским спорам. Решения Совестного суда можно было обжаловать в «вышний совестный суд».
21 декабря 1777 года в Туле прошли выборы заседателей Верхнего земского суда, уездных судей и земских исправников.
22 декабря избирались заседатели уездных и нижних земских судов, 23 декабря - заседатели Тульского совестного суда. По словам Ф. Г. Дильтея, после каждых выборов представители благородных обществ обедали у наместника: в первый день «судьи» Белевского, Алексинского и Одоевского уездов, во второй - Крапивенского, Епифанского, Веневского и Чернского, на третий - заседатели Верхнего земского и Совестного суда, судьи Ефремовского и Богородицкого уезда. В декабре 1777 года в Тульской губернии были избраны 12 уездных судей и столько же земских исправников.
Большинство тульских дворян, назначенных или выбранных в 1777 году «для судебного присутствия» - отставные военные, бывавшие на полях сражений в войне с Пруссией и Турцией. Забегая вперед, отметим, что вплоть до судебной реформы Александра II военное прошлое имелось в послужных списках двух третей судебных чинов. Так, среди председателей, советников, асессоров и заседателей Тульских палат уголовного и гражданского суда 1777-1867 гг. 40 человек - отставники, 16 из них до утверждения в должности имели опыт гражданской службы, 21 - делали карьеру сразу на гражданском поприще.
27 декабря 1777 года «с теми же обрядами» состоялось открытие Тульского верхнего земского суда и Губернского магистрата. В январе 1778 года М. Н. Кречетников побывал во всех уездных городах губернии, открывая местные суды (воспоминания А. Т. Болотова об открытии уездного и нижнего земского суда в Богоро-дицке, см. в главе «Богородицкий районный суд»). Председатель Тульской палаты гражданского суда Е. А. Фоминцин присутствовал на торжествах по случаю открытия пяти нижних расправ, созданных в губернии: в Туле, Черни, Ефремове, Дедилове и Гремячеве.
В 1797 году Павел I пытался реформировать судебную систему России, сократив несколько судебных инстанций. По всей стране упраздняются Нижние расправы и суды 2-й инстанции (Верхние земские суды, Губернские магистраты и Верхние расправы). Система судопроизводства немного упрощается: теперь нижние земские и уездные суды рассматривают в пределах своей компетенции все уголовные и гражданские дела в уезде, составляя мнение, которое направлялось на утверждение в департаменты уголовных и гражданских дел Палат суда и расправы. Так с 1797 года стали называться губернские Палаты уголовного и гражданского суда. Неизменной осталась лишь роль Сената.
Но уже в 1801 году Александр I вернулся к прежней структуре Палат уголовного и гражданского суда, в состав каждой входили теперь председатель, советник (с конца 30 годов XIX - товарищ председателя) и четыре заседателя: два от дворянства, два от купечества. Увеличились и штаты служащих Палат. Если в 1777 году делопроизводство вел один секретарь, то теперь - секретари, протоколисты, регистраторы, архивариусы и мелкие канцелярские служащие (писцы и т. д.). Изменился и состав уездных судов: помимо двух дворянских заседателей, в них включили двух купеческих заседателей и двух - от сельских жителей. Заседатели принимали участие в разрешении дел, касавшихся их сословия.
С 1801 года заседатели обеих палат выбирались от дворянства и купечества, уездного и нижнего земского суда - от дворянства, купечества и сельских жителей. С 1831 года стали назначаться по выборам и председатели Палат. В таком виде судебная система России просуществовала до 1864 года.
Место в судебной системе
В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.
В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.
Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.
Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.
Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.
В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:
1) связанные с государственной тайной;
2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;
3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;
4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.
Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).
В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:
1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.
2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй - четвертой, 208 частью первой, 209 - 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 - 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 - 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 - 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.
3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).