ПРАВО.ru
Новости компаний
3 апреля 2025, 12:45

Цифровые технологии в нормотворчестве: взаимодействие государства, бизнеса и юрсообщества

Цифровые технологии в нормотворчестве: взаимодействие государства, бизнеса и юрсообщества
Объем нормативных актов растет: в 2024 году на обсуждение вынесено более 8400 проектов, из которых 70% стали законами. Без новых технологий бизнесу и государству сложно справляться с таким потоком. Как сократить разрыв и сделать процессы более прозрачными и эффективными — обсудили эксперты дискуссии «Регуляторная политика в цифровом государстве».

25 марта на XII Московском инновационном юридическом форуме прошла сессия «Регуляторная политика в цифровом государстве». Эксперты из госсектора, бизнеса и науки обсудили, как технологии меняют нормотворчество, контрольно-надзорной деятельность и взаимодействие государства с бизнесом.

На нашей площадке удалось собрать настоящих экспертов – тех, кто проводил регуляторные реформы в России, и представителей разработчиков новых правотех-решений в сфере нормотворчества и мониторинга регуляторных рисков, и представителей органов власти, и ученых, осуществляющих мониторинг и анализ развития регуляторной политики и КНД.

Алексей Ефремов, профессор кафедры информационного права и цифровых технологий Университета имени Кутафина, член рабочей группы «Связь и ИТ» подкомиссии правительственной комиссии по проведению административной реформы

Участники дискуссии сошлись во мнении: цифровое государство требует новых инструментов. Александр Литвак, генеральный директор «Платформа Сорегулирования», подчеркнул важность перехода в цифровую среду: «Следующим шагом является создание цифровой среды, переход из аналогового мира в цифровой, где могут вместе вырабатываться правила и стандарты, происходит быстрый обмен данными экспертизой, снижаются транзакционные издержки». 

«Платформа Сорегулирования», по словам эксперта, уже помогает бизнесу персонализированно отслеживать регуляторные изменения и не пропустить важные инициативы,   обеспечивает полную прослеживаемость проектов актов от момента их первичного размещения на публичное обсуждение до официального опубликования, минимизировать регуляторные риски за счет новых платформенных инструментов.

Модератор дискуссии, профессор кафедры информационного права и цифровых технологий Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), член рабочей группы «Связь и ИТ» подкомиссии Правительственной комиссии по проведению административной реформы, Алексей Ефремов отметил, что такие сервисы, как «Платформа Сорегулирования» и Управляй (НПА) от ПравоТех, становятся мостом между государством и бизнесом.

Московский инновационный юридический форум подтвердил статус ведущей площадки для профессиональной коммуникации представителей бизнеса, государства и академической среды. Особенно ценно было обсудить актуальные вопросы нормативного регулирования и цифровой трансформации в одной сессии с представителями государственной власти. Благодарим за приглашение к диалогу.

Мария Гузанова, директор по взаимодействию со стратегическими партнерами ПравоТех

«Со своей стороны, мы рады были представить решение Управляй (НПА), которое уже сегодня помогает бизнесу организовать прозрачную и эффективную работу с нормативно-правовыми актами и выстраивать взаимодействие с госсектором­», — продолжила Гузанова. По ее словам, сервис сокращает время поиска информации с 4–6 часов до 10 минут. «Управляй (НПА)» интегрирует данные из более чем 10 источников, предлагая фильтры, умный поиск и календарь событий. Это делает ее востребованным инструментом для бизнеса, который стремится не только следить за изменениями, но и влиять на них. Например, компании могут оперативно готовить предложения к проектам НПА, избегая регуляторных рисков.

Цифровые инструменты и системный подход не только ускоряют процесс оценки и регулирования, но и делают его более качественным, обоснованным и помогают формировать новые инструменты для дальнейшего улучшения данных процедур.

Екатерина Хаустова, руководитель направления экономической оценки правового регулирования Агентства стратегического развития Москвы

Цифровые инструменты также играют ключевую роль в оптимизации разрешительных и контрольных процессов напомнила Екатерина Хаустова, руководитель направления экономической оценки правового регулирования Агентства стратегического развития Москвы, она подчеркнула: «За два года мы проанализировали 127 правовых актов, рассчитав экономический эффект в 800 млн рублей». Хаустова отметила, что использование CRM-систем в 2024 году сократило сроки оценки на 26 дней.

Екатерина Дмитрикова, руководитель междисциплинарного центра исследований контрольной и надзорной деятельности СПбГУ, акцентировала внимание на необходимости анализа правоприменительной практики: «Достаточно примеров, когда бизнес подтверждает нулевые затраты на соблюдение требований, хотя фактически затрачивают ресурсы на подготовку документов для получения разрешений. Судебный контроль нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, в том числе и их обоснованности, важен для оценки издержек». Также Дмитрикова рассказала о мобильном приложения «Инспектор», которое упрощает коммуникацию между контролерами и бизнесом, и особенно востребован в рамках профилактических визитов и консультировании.
Марьям Ахмадова, начальник юридического отдела ГБУ «Аналитического центра контрольной деятельности» (Правительство Москвы), рассказала о единой модели данных: «Мы как раз на пути к формированию единой модели данных между всеми ключевыми информационными системами и подсистемами, которые составляют собой цифровую архитектуру в сфере контрольной(надзорной) деятельности». Она также рассказала о внедрении в Москве ГИС «Открытый контроль»: «Система автоматизирует 90% бизнес-процессов в области осуществления контрольной (надзорной) деятельности: от планирования проверок до обжалования решений».

Судя по откликам участников и числу просмотров трансляции, наша площадка вызвала большой интерес в юридическом сообществе. Мы в Университете имени О.Е. Кутафина планируем дальнейшее развитие исследований в данной сфере, а также продолжение экспертных дискуссий с представителями органов власти и бизнеса.

Алексей Ефремов

Сессия показала, что цифровая трансформация — не просто тренд, а необходимость для регуляторной политики. В то же время успех зависит от интеграции данных и готовности органов власти масштабировать пилотные проекты. Форум стал шагом к синергии технологий и права, подтвердив: будущее регуляторной политики — за цифрой.