ПРАВО.ru
Репортаж
19 января 2015, 16:26

ВГТРК обвинили в незаконном экспорте песни на Украину

ВГТРК обвинили в незаконном экспорте песни на Украину

ВГТРК привел в суд автор музыкальной композиции, на фоне которой идут титры в 110-серийном фильме, показанном на Украине. Он считает, что должен получить 5 млн руб. компенсации за использование его произведения без разрешения, а телекомпания уверена, что отвечать должен производитель сериала. Но судья в качестве соответчика его привлекать не стал, зато озаботился сбором доказательств.

В 2013 году композитор Дмитрий Мосс (Муратовский) в соавторстве со своей супругой Любовью Лерокс, автором слов, написал песню, депонированную в реестре Российского авторского общества под названием "Моя любовь", а затем узнал, что она без его разрешения звучит в телесериале "Анечка" на украинском канале "Интер". Его юрист Николай Павленко обратился туда с претензией, а украинские телевизионщики, по его словам, рассказали ему, что сериал был снят студией "200+" для ВГТРК, от которого "Интер" и получил на него права. Обе организации, как говорится в исковом заявлении, компенсацию Моссу выплачивать отказались, и тогда он 13 ноября 2014 года обратился в Савеловский райсуд Москвы с иском о защите интеллектуальной собственности к ВГТРК, требуя выплаты компенсации в 5 млн руб. В минувшую пятницу, 16 января 2015 года, это дело слушал судья Борис Удов.

Представитель Павленко сразу заявил ходатайство об истребовании у ответчика данных о продаже прав на сериал "Интеру". "Я ездил в Украину, запрашивал данные о договоре между ВГТРК и каналом", – рассказал Павленко. По его словам, представители "Интера" не отрицали получение прав на сериал у ВГТРК, но "дать официальное подтверждение отказались".

Представитель ВГТРК (назваться отказалась), в свою очередь, заявила ходатайство о привлечении в качестве второго ответчика "200+". Факт заказа у этой студии сериала она не отрицала, но, по ее словам, в соответствии с договором между ВГТРК и "200+" отвечать должен сам производитель сериала.

Судья решил, что рассмотрит ходатайства в ходе заседания, и дал возможность истцу обозначить свою позицию по делу.

– Дмитрий Мосс, который писал песни и для Аллы Пугачевой, и для Ваенги, создал композицию "Твоя любовь", – пересказывал Павленко содержание иска. – Она была зарегистрирована в реестре [Российского авторского общества] и предназначалась для сотрудничества с одной из известных певиц. Указанная композиция была незаконно использована в качестве титровой песни в сериале "Анечка", который заказал ВГТРК. И компания ВГТРК извлекла значительный доход из этого сотрудничества, было показано порядка ста серий…

– 110 серий, – перебил юриста композитор.

– Да. Поэтому просим выплатить компенсацию за нарушение авторского права, – закончил Павленко.

– Истец, вы являетесь автором музыки песни "Моя любовь"? Вы заключали договор на использование песни в сериале "Анечка"? – переспросил судья.

– Да, я автор. В сериале "Анечка" незаконно использована композиция "Моя любовь", – ответил Мосс.

– Как все-таки называется песня? – заметила несоответствие представительница ответчика. – В исковом заявлении написано "Твоя любовь", сейчас говорите "Моя любовь". Просто интересно, о чем речь.

– Сама мелодия не имела названия, в справке [РАО] есть информация, что она зарегистрирована как "Моя любовь", – попытался прояснить юрист истца. – Да, это просто описка [в иске]. На самом деле, это "Моя любовь".

– Справка не является документом, подтверждающим авторство. Мы считаем, что необходимо предоставить договор между композитором и РАО, – потребовала представительница ВГТРК.

– Да, предоставьте в следующий раз, – согласился судья и поинтересовался, как студия "200+" могла получить композицию. Мосс сказал, что давал послушать песню некоторым продюсерам, и предположил, что запись могла попасть в интернет. Еще один вопрос судьи касался причин, почему требования адресованы именно ВГТРК. На это Павленко сказал, что компания получала справки от "Интер" о каждом показе и между ними есть договор.

Представительница ответчика попыталась выяснить, есть ли доказательства обращения Мосса к ВГТРК, а его юрист смог подтвердить этот факт только "свидетелем, самим доверителем". "Понятно, доказательств нет", – заметила его оппонент из ВГТРК. Затем она обратила внимание на то, что в исковом заявлении есть информация об отказе производителя выплачивать компенсацию, хотя истец туда даже не обращался. Мосс объяснил, что он действительно "не видел в глаза "200+", потому что не смог найти контакты. "Значит, вы врете", – скептично заметила юрист ВГТРК.

По ее мнению, иск не обоснован. "Нужно доказать сам факт использования произведения ответчиком, это не доказано. Данный сериал был показан на Украине, а не у нас. Мне неизвестно, передала ли компания права на "Анечку", у ВГТРК ведь 89 филиалов", – сказала она.

Тогда за сбор доказательств взялся судья. "Предоставьте, пожалуйста, документ, подписанный гендиректором канала о том, что показ данного сериала на ВГТРК не осуществлялся, – попросил Удов. – И второе… Письмо, заключался ли договор на передачу сериала третьим лицам. И третье… Сведения о показах, сколько было серий, как часто показывали".

– Мы полагаем, что [информация] о том, с кем заключались договора, не имеет отношения к делу, – возразила юрист.

– А суд считает, что для полноты и аргументированности это важно, – настоял Удов, а затем вернулся к ходатайству ВГТРК о привлечении в качестве соответчика "200+". Истец сказал, что эта студия, "по сути, однодневка на стадии банкротства", поэтому ее участие в этом качестве в процессе бессмысленно. В итоге судья привлек ее к делу как третье лицо и перенес слушание дела.