ПРАВО.ru
Репортаж
10 февраля 2015, 0:21

"Антитабачный" мораторий проверяют на прочность

"Антитабачный" мораторий проверяют на прочность

Ужесточить "антитабачный закон", чего заинтересованные стороны договорились не делать как минимум до лета, предлагает сенатор Игорь Чернышев. Его идея – запретить торговлю сигаретами на кассах в магазинах, отодвинув табачные полки на 5 м, а заодно остановить продажу табака в рекреационных зонах и рядом с вокзалами. В Общественной палате идеи нашли поддержку, прозвучала даже мысль о том, чтобы запретить алкоголь и табак внутри МКАДа. Представители курильщиков и бизнеса негодуют – это удар по малому предпринимательству и перераспределение денег в пользу сетевых магазинов.

С 1 июня 2013 года вступил в силу "антитабачный закон", который ограничил курение в учебных заведениях, учреждениях культуры, спортивных, медицинских и других объектах. Курить запретили в подъездах, на детских площадках, пляжах, АЗС, а также на транспорте и связанной с ним инфраструктуре. При этом было установлено, что "подымить" можно на улице, но не ближе, чем в 15 м от входа на вокзал. С 1 июня 2014 года "антитабачный закон" запретил курение на пассажирских платформах, в общежитиях и гостиницах, службах быта, торговых помещениях и на рынках, а также в кафе, барах и ресторанах.

Сигареты запретили продавать в киосках и с лотков, исключение сделано лишь для населенных пунктов, где нет магазинов и торговых павильонов. Кроме того, магазины обязали спрятать сигареты подальше от детских глаз: убрать их в непрозрачные витрины, а потенциальных покупателей информировать об ассортименте простым перечнем из названий и цен без каки- либо изображений.

Тем не менее сенатор Игорь Чернышев и присоединившийся к нему позже думец-единоросс Шамсаил Саралиев в октябре 2014 года решили, что этих превентивных мер недостаточно и нужно ужесточить правила торговли. По их мнению, в магазинах с площадью торгового зала более 50 кв. м размещать и демонстрировать табачную (а заодно и алкогольную) продукцию можно не ближе 5 м от касс, исключая случаи, когда за табак можно рассчитаться на спецстойке. Разработчики документа сетовали, что в основном сигареты продаются на кассах. Это, по их мнению, "входит в разрез с конечной целью" "антитабачного закона", так как покупатель не может пройти мимо, а также подвергается скрытой рекламе табака – кассир консультирует и подбирает сигареты другим покупателям.

В январе 2015 года Чернышев решил дополнить свой проект корректировок в антитабачный закон и внес в Госдуму еще один документ, который запрещает торговать табаком на расстоянии менее 50 м "по прямой линии без учета искусственных и естественных преград" от детских площадок, вокзалов, гостиниц и объектов по оказанию бытовых услуг, а также на остановках городского и пригородного транспорта, в зонах рекреационного назначения, надземных и подземных пешеходных переходах. Кроме того, законопроект расширяет перечень мест, где запрещено курить. Во-первых, на остановках, а, во-вторых, не только в больницах, гостиницах, объектах торговли и общественного питания и госучреждениях, но и в 15 м от входов туда. Заодно сенатор пожелал увеличить штрафы за нарушение "антитабачного закона". За курение в неположенных местах наказание, считает он, должно быть 750-1500 руб., а не 500-1500 руб., а на детской площадке – 3000-4500 руб. вместо нынешних 2000-3000 руб. За вовлечение ребенка в процесс курения санкции должны увеличиться с 1000-2000 руб. до 1500-3000 руб., а для родителей – с 2000-3000 руб. до 3000-4500 руб.

Законопроекты в Госдуме первое чтение пока не прошли и даже не получили заключений профильного комитета по охране здоровья, зато сегодня их обсуждали в Общественной палате РФ. Отстаивать свои инициативы пришел сенатор Чернышев. Свое выступление он начал со слов о том, что "трудности мы должны встречать с трезвым умом и хорошим здоровьем", намекая, вероятно, на экономический кризис в стране и геополитический – в мире. Несколько раз в ходе мероприятия он ссылался на то, что его проекты направлена на реализацию послания президента Путина, в котором тот назвал 2015-й годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. "Я попытался что-то сделать от себя", – говорил он.

Из выступления сенатора следовало, что он недоволен тем, как воспринял президентскую задачу Минздрав, который стал работать над программой о лечении заболеваний, "то есть сразу запрашивать миллиарды денег, чтобы приобретать современное оборудование". "Чтобы не бороться с сердечно-сосудистыми заболеваниями, по большому счету, а, видимо, наоборот, чтобы оборудование не простаивало – больных должно быть больше", – заявил Чернышев. Он уверен, что его способ решения проблемы "более дешевый". Угрозы для бизнесе представитель Совфеда не видит, но, тем не менее, оговорился, что издержки мелких предпринимателей, можно "компенсировать теми деньгами, которые просит здравоохранение на приобретение современного оборудования".

Такие слова заметно удивили помощника министра здравоохранения Татьяну Клименко, которая заявила, что "последние несколько лет министерство ставит во главу угла профилактическое направление". Инициативы сенатора в министерстве готовы обсуждать и даже поддерживать ("идеологически и концептуально согласны"), следовало из ее выступления, но не сейчас, а позже. Она предлагала сначала дождаться момента, когда будут проанализированы меры, вступившие в силу с июня прошлого года, а потом уже вносить коррективы и дополнения в 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". "Сейчас активизировалось и табачное, и алкогольное лобби. Они воспользуются любой оплошностью, которую мы допустим в продвижении этих ограничительных мер", – намекнула Клименко на то, что сейчас не лучшее время для изменений "антитабачного закона". А глава департамента охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека Минздрава Марина Шевырева сообщила, что в июне исполнится ровно год, как применяется закон, а после будет проведен мониторинг: регионы уже получили задание проанализировать эффективность закона. Из слов Шевыревой следовало, что при принятии 15-ФЗ заинтересованные стороны договорились ввести годовой мораторий на внесение поправок в закон.

На заседании в ОП собрались в основам сторонники документа. Сопредседатель Российской коалиции за контроль над алкоголем и Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина говорила, что "всей душой" коалиция поддерживает законопроекты. По ее словам, общество ждет запрета курения на остановках. Тем не менее, она усомнилась в идее запретить курение на расстоянии до 15 м от социальных и других объектов. "Не далековато ли?", – спрашивала она, но ей никто не ответил.

Оппонентов у документа было немного, активнее всего выступал Андрей Лоскутов, исполнительный директор Общероссийской общественной организации за права курильщиков. Он был недоволен тем, что сенатор нарушает договоренность о годовом моратории на изменение 15-ФЗ. "Если договорились, то, наверное, все стороны эту договоренность должны выполнять", – заявил Лоскутов. Содержание законопроектов не нравилось ему еще больше. Идею запретить размещение сигарет ближе 5 м к кассе он называл "не учитывающей реальную жизнь": во многих магазинах невозможно соблюсти это правило, а потому табак вовсе исчезнет там из продажи. Не верил Лоскутов и в довод сенатора об импульсивности покупки сигарет на кассе, когда человек случайно о них вспоминает. По его словам, для курильщика сигареты, скорее, "якорный товар" – именно за ними приходят в магазин, все остальное – позже.

С ним был солидарен президент "Коалиции владельцев малых торговых форматов и киоскеров" Владлен Максимов, отмечавший, что соблюсти правило пяти метров будет зачастую непросто. Он также как и представители Минздрава говорил об отсутствии правоприменительной практики и предлагал "не кипятиться" в попытках решить проблему. Максимов запрет продавать табачные изделия в торговых объектах, расположенных в рекреационных зонах. переходах и рядом с вокзалами, называл ударом по малому бизнесу. "Если все проблем будем решать за счет малой торговли, то она умрет, – говорил он. – Мы идем по пути перераспределения выручки как раз в пользу иностранцев [имели в виду иностранные торговые сети]".

Бороться с табакокурением надо, говорил Лоскутов, доказывая что является союзником в этом деле, но иначе. "Нужен не запретительный закон, а закон общественного согласия", – настаивал он. По его словам, сначала нужно создать условия для исполнения закона: нужны специализированные места для курения в ресторанах, на работе, в поездах и т.д. Тогда можно и нужно будет повышать штрафы за нарушение правил.

– Вы готовы, но инициативы нет, – посетовал Чернышев. – Вы готовы только сопротивляться тем решениям, которые планируем принять во благо, может быть, не сегодняшних курильщиков, а во благо, наверное, их детей. Чтобы дети, молодежь делали правильные выводы, видя, какие препятствия преодолевают их родители, чтобы покурить.

Затем сенатор намекнул Лоскутову, чем стоило бы заняться организации за права курильщиков. По его словам, не помешала бы брошюра, которая "помогла бы курящим объяснять детям, почему они не являются примером". "Тогда бы у нас был хороший консенсус", – подытожил Чернышев. Чуть позже его поддержал юрист российской антитабачной коалиции Виктор Зыков, отметив, что никто курильщикам не запрещал продвигать свои идеи по борьбе с табаком и до принятия 15-ФЗ. "При его принятии законодатель как раз исходил из того, что сами вы ничего урегулировать не можете", – был категоричен Зыков.

Эксперт Общественной палаты Павел Толпегин в свою очередь удивлялся, что Лоскутов предлагает причислить курильщиков к особой категории, для которых создаются специальные места и условия. Однако тот с претензией не соглашался и парировал тем, что у курильщиков "нет никаких желаний упасть на бюджет государства". Не хватает нормы в законе об обязанности работодателя создавать места для курения, объяснял Лоскутов, курильщики сами профинансируют их. Но Зыков был уверен, что курилки – вовсе не выход из ситуации, и отмечал: "антитабачный закон" направлен не только на защиту некурящих, но и самих курильщиков. "Если курилки устанавливаются, то падения курения нет, если вводится полный запрет, то на 15% потребление табака падает, так как человек или курит меньше или бросает вовсе", – обосновал он свой тезис.

Представитель молодежной региональной общественной организации "Победа Жизни", ведущей пропаганду здорового образа жизни, Федор Харитонов высказался за ограничение возможности покупки алкоголя и табака. Он упомянул некий зарубежный опыт по созданию специализированных магазинов по продаже табака и алкоголя за пределами города. "Думаю, ни одна правозащитная организация не пикнет по поводу нарушения каких-то прав", – был уверен Харитонов.

"В случае выноса магазинов за пределы МКАДа пикать будете вы, потому что пойдет разговор на таком русском языке, который обычно запикивают. Невозможно создать для взрослого человека такие условия, когда легальный товар будет продаваться с такими ограничениями", – парировал Лоскутов.

Окрыленный положительным заключением ОП на свои законопроекты сенатор Чернышев в заключение заметил, что не бывает так, чтобы были довольны все – тогда бы и законы были не нужны. "Я вышел с целью сделать никотин и алкоголь менее доступными. Чем меньше точек для продажи – тем будет лучше. Я не думаю, что сигареты являются товаром первой необходимости, которые люди будут заготавливать впрок", – заключил он, отметив, что, по его мнению, законопроекты нужно принимать в первом чтении, а затем дорабатывать ко второму.

С текстом законопроекта № 641259-6 О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" и статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части установления ограничений по продаже табачных изделий и алкогольной продукции) можно ознакомиться здесь.

С текстом законопроекта № 708778-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.