ПРАВО.ru
Репортаж
12 декабря 2017, 22:42

Бизнес в Иране: юридический аспект исламского государства

Бизнес в Иране: юридический аспект исламского государства

В начале 2016 года США и Евросоюз сняли санкции с Ирана, который выполнил обязательства по ядерной программе. После этого Иран встал на путь экономического подъема, а в страну стали охотнее заходить зарубежные инвесторы. Особенности юридического сопровождения организаций, создания компаний в Иране и принципы «бизнес-доверия» обсудили эксперты-иранисты на конференции «Бизнес в Иране: взгляд первопроходцев», организованной международной юридической компанией CMS и порталом  «Право.ru».

Бизнес в Иране, как и другие сферы жизни, регулируется нормами шариата, что не характерно для западного мира. При этом структура законов в стране сформировалась десятки лет назад, что также вызывает опасения у зарубежного бизнеса с точки зрения их устаревания. Являясь исламской страной, в Иране важны родственные связи и личные контакты. Традиции и устои, принятые здесь, распространяются и на приезжих, например, даже иностранкам необходимо покрывать голову, руки и плечи. Все эти вводные останавливают бизнес от выхода в Иран, несмотря на то, что санкции по большей части сняты

Александр Садовников, посол РФ в Иране в 2005–2011 годах, отмечает, что товарооборот между Россией и Ираном в 2011 году составил $4 млрд, и после падения до $1 млрд, к 2016 году он снова показал рост – $2,2 млрд. «После снятия санкций в Иран вернулись деньги, это оживило экономику. Более 96% населения страны – грамотные, а женщины занимают в стране самые разные должности. С Ираном связано много предрассудков. Конечно, у них есть свои проблемы и «красные линии», например то, как затянуто в стране ведутся переговоры», – отметил Садовников.

Шари Смусави рассказала о взаимодействии с мировыми партнерами. «Иран сильно страдает из-за имиджа, который создали западные СМИ. Мы не демоны, мы не опасны. Наоборот, Иран – очень гостеприимная страна, готовая к общению и сотрудничеству», – прокомментировала опасения на счет особенности страны Смусави.

При этом с европейским законодательством Иран имеет больше, чем может показаться на первый взгляд. Гражданский кодекс и многие другие законы опираются на французское право, после революции (Исламская революция в Иране в 1978 году) все законодательство претерпело серьезную модернизацию, есть понимание, что управлять страной на основе неизменных правил шариата тысячелетней давности – нельзя.

Исключать особенности этой страны и ее законодательства нельзя. Например, английский язык в деловой сфере не является универсальным. При работе в стране необходимо заручиться поддержкой местных партнеров, носителей языка, так как у старшего поколения (по иерархии именно они принимают решения) английский не распространен. Обращаться к местным переводчикам партнер CMS не советует из-за потенциального обмана. «У вас (в России) развито иранское общество, учится много студентов. Привлекая такой кадр в команду, вы перестрахуетесь и получите мотивированного работника и этнического представителя», – советует она. Кроме этого, при заключении документов от иностранной компании потребуют их заверенный перевод, он необходим для налоговой службы Ирана.

Смусави обращает внимание на специфику деловых взаимоотношений: они основаны на доверии. Например, долгие переговоры обусловлены подходом иранцев к бизнесу – он всегда построен на доверии, что в последующем даже подкрепляется соответствующим документом – меморандумом о взаимопонимании, который носит далеко не формальный характер. При этом при составлении договоров стоит придерживаться максимальной конкретики.

quot Англосаксонское право с его многостраничными формулировками неприемлемо для иранцев. Чем проще сформулирован контракт и чем жестче прописаны условия, тем легче вам будет работать с бизнесменами

Шари Смусави, управляющий партнер иранского офиса CMS

Внимание Смусави рекомендует обратить на налоги и социальное страхования, профильных служб «опасаются все иранцы». Оба ведомства многочисленны и представляют «государство в государстве», поэтому избегать подобных платежей не рекомендуется, проверки проводятся в ежегодном формате. Внимательно в Иране относятся к интеллектуальной собственности, рекомендуется регистрировать право на объект как можно быстрее, иначе можно обнаружить, что ваше изобретение уже зарегистрировано, что создаст дополнительные трудности. Иран участвует в международных конвенциях по регистрации права, и процесс не составит больших усилий.

Все потенциальные конфликты она советует решать исключительно в досудебном порядке, придерживаясь принципа доверия в бизнесе. «Суд – это очень дорого и долго, кроме этого, при обращении в суд вы уже наносите репутационный ущерб своей компании. Как я говорила – важны доверительные отношения. Я бы посоветовала всеми способами избегать суда», – отмечает она. При этом все тяжбы будут разбираться по возможности в иранской юрисдикции. Исключениями являются случаи, когда договор был заключен на территории другой страны, тогда разбирательство может быть перенесено туда. Что касается сотрудничества с государственными компаниями Ирана, то до заключения договора можно получить разрешение парламента рассматривать потенциальные споры в арбитражах другой страны, однако такие решения в госоргане принимаются крайне редко.

Несмотря на то, что большая часть санкций были сняты, списывать эти риски со счетов не стоит, напротив, их стоит учитывать даже при составлении документации. Рекомендуется прописать в договоре пути выхода из бизнеса, если санкции вернутся в Иран (так называемый snap-backs). Отмечается, что ваша компания не может работать в стране, если кто-то из ее сотрудников является гражданином США или обладателем грин-карты.

Олег Акулиничев, исполнительный секретарь группы Совета Федерации по взаимодействию с Парламентом Исламской Республики Иран (Меджлисом), заметил, что, несмотря на возможности в праве, маркетинге и ресурсах, российский бизнес не готов заходить в Иран, хотя позитивный опыт есть. Есть и заинтересованность инвесторов в первую очередь в разработке нефтегазовых месторождений, которыми богат Иран, ими интересуются как российские, так и западные компании. Так, в ноябре этого года российская компания «Зарубежнефть» объявила тендер на оказание юридических услуг по созданию совместной компании и дальнейшем сопровождении в Иране. Поэтому востребованными остаются не только месторождения, но и юристы, знакомые с особенностями местного законодательства.