ПРАВО.ru
Репортаж
18 декабря 2012, 15:03

Российский суд не вернул компании из США деньги, выплаченные по "индульгенции на бездействие"

Российский суд не вернул компании из США деньги, выплаченные по "индульгенции на бездействие"
Фото с сайта book.mathmarketer.com

Крупнейший в мире скидочный сервис Groupon хотел получить с бывшего гендиректора своего российского подразделения суммы "золотых парашютов", которые были назначены им группе топ-менеджеров. Но ссылка на то, что CЕО должен действовать в интересах компании добросовестно и разумно, не помогла, как и довод о том, что он признал свою ошибку.

Алексею Черняку, который вместе с еще четырьмя партнерами основал российский скидочный сервис Darberry, потом выгодно продал его в 2010 году американской Groupon и некоторое время руководил ООО "Групон Рус", пришлось стать ответчиком по иску о взыскании 8,5 млн руб. за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Новому менеджменту российского подразделения Groupon не понравилось, что в первом квартале 2011 года Черняк нанял на руководящие должности десять сотрудников, которым при увольнении по любым обстоятельствам полагались выходные пособия в размере шести окладов. Адвокат Наталья Мартвель, представлявшая интересы американской компании, говорила в суде, что тем самым он нарушил требование законодательства действовать в интересах компании добросовестно и разумно. Убыточная компания не могла себе этого позволить, считает она.

Обнаружила эти "золотые парашюты" преемница Черняка на посту гендиректора "Групон Рус" Анна Березовская (Черняк покинул свое детище в ноябре 2011 года), когда пришли увольняться руководитель отдела продаж Михаил Провизион и главный сэйлз-менеджер Алексей Колесников. Колесников, по словам Андрея Спирина, представляющего в судебном разбирательстве интересы экс-сотрудников "Групон Рус", привлеченных в качестве третьих лиц, по просьбе Березовской согласился на 2,5 оклада. Провизион же настаивал на обещанной ему выплате.

Параллельно руководство "Групон Рус" выяснило, кому еще полагается подобное пособие при увольнении, или, по выражению нынешнего директора Groupon Russia Дмитрия Дружинина, "индульгенция на любое действие или бездействие". Ими оказались финансовый контролер Екатерина Бояринцева, финансовый директор Ирина Буханова, директор по информационным технологиям Александр Мочкин, руководитель аналитического отдела Светлана Кузьмина и руководитель отдела проектов Евгений Гасников (ему как совместителю полагалось 3,5 оклада).

– В январе 2012 года группа этих сотрудников начала саботировать работу, – говорил Дружинин. По его словам, они опаздывали или вовсе не появлялись в офисе, объясняя это тем, что находятся "на встречах с друзьями, со знакомыми". А Спирин на это заявил, что после того как его доверители, желавшие продолжать карьеру в Groupon, не согласились отказаться от "золотых парашютов", на них стали оказывать давление. Так, Бухановой и Бояринцевой выдали уведомления о сокращении их должностей, а также, как и Гасникову, заблокировали доступ к информационным системам компании.

Сам Черняк, по словам Мартвель, фактически признал свою ответственность за сложившееся положение. 24 января 2012 года он написал письмо, в котором признался, что не осознавал финансового состояния компании и обещал помочь уговорить топ-менеджеров расторгнуть допсоглашения о "золотых парашютах". Однако, добавила она, "никакого содействия оказано не было", и весной 2012 года "Групон Рус" был вынужден произвести выплаты — те самые 8,5 млн руб. (пособия с учетом отчислений в пенсионный фонд и фонд социального страхования. Правда, если верить адвокату Черняка Андрею Сотникову, это обещание было вынужденным. Он объяснил появление этого письма психологическим давлением: в противном случае его доверителю грозили финансовыми проблемами, уголовным преследованием по ст.201 УК РФ (злоупотребление полномочиями) и гражданским иском.

- Имел ответчик право заключать допсоглашения? – спросила представителя истца судья Гагаринского райсуда Москвы Ольга Бабенко.

- Да.

Именно на этом зиждилась позиция адвоката Черняка. Порядок выплат соответствует ст.178 ТК РФ, предусматривающий "повышенные выходные пособия" в "других случаях". Спирин утверждал, что в ином случае совсем юная компания "со смешным названием" не получила бы "специалистов номер один", как он называл своих доверителей.

Мартвель, правда, тут же обратила внимание на то, что некоторые из них 1985 и 1986 года рождения, но у Спирина было, что ответить: "Моцарт в пять лет писал свои композиции". По его мнению, нанятый Черняком персонал справился с задачей: в первый год работы объем продаж российского подразделения Groupon Russia вырос в 15 раз. Абсолютные цифры он не назвал, по другим источникам их установить тоже невозможно — американская компания раскрывает только свои совокупные показатели, но речь может идти о десятках миллионов долларов, поскольку купонного сервиса Biglion, лидера российского рынка коллективных покупок, при 1,1 млн клиентов в месяц оборот, по данным "Коммерсанта", составил в 2011 году $140 млн. Что касается убытков, на которые указывала противоположная сторона, то столь стремительно развивающаяся компания и не может в такой короткий срок стать прибыльной, считает Спирин.

В итоге после нескольких перепалок, взаимных обвинений представителей в непрофессионализме и реплик "Как вы обаятельны" (Мартвель в адрес Сотникова) и "Не могу сказать того же о вас" (его ответ) суд вчера за десять минут вынес решение об отказе в удовлетворении исковых требований Groupin. По словам Мартвель, оно будет обязательно обжаловано.