ПРАВО.ru
Репортаж
21 января 2013, 16:52

"Арест с таким огромным количеством заболеваний, это, можно сказать, пытки"

"Арест с таким огромным количеством заболеваний, это, можно сказать, пытки"
Фото @IlyaYashin

Судебная коллегия Мосгорсуда отклонила кассационную жалобу защиты активиста "Левого фронта" Леонида Развозжаева на постановление Басманного райсуда Москвы, который 12 декабря прошлого года продлил ему срок содержания под стражей до 1 апреля 2013 года. Развозжаев обвиняется по ст.212 УК РФ за организацию массовых беспорядков — это дело было возбуждено после выхода на канале НТВ фильма "Анатомия протеста-2", в котором говорилось о том, что группа оппозиционеров организовала волнения в Москве 6 мая с использованием денег из-за рубежа.

Адвокат Развозжаева Дмитрий Аграновский прежде всего вспомнил о незаконности ареста своего доверителя. Он был задержан днем 19 октября 2012 года на Украине, и, значит, 22 октября суду "нельзя было избирать меру пресечения в виде заключения под стражу", поскольку с момента задержания прошло более 48 часов, говорил Аграновский, а продлен арест был только на основании тяжести предъявленного обвинения.

Другой адвокат Развозжаева, Александр Денисов, заявил, что, вопреки требованию ст.108 УК РФ, постановление о продлении ареста не мотивировано конкретными фактическими обстоятельствами дела. "Не сказано, почему нельзя избрать тот же домашний арест", – сказал Денисов, а Аграновский добавил, что с момента ареста "обстоятельства дела изменились самым радикальным образом". По мнению адвоката, "суд обязан был рассмотреть возможность применения к Развозжаеву иной меры пресечения, поскольку в судебное заседание стороной защиты были представлены данные, опровергающие версию обвинения об участии Развозжаева в подготовке массовых беспорядков". Он также обратил внимание на представленные в дело личное поручительство депутата Госдумы Ильи Пономарева и документы о состоянии здоровья Развозжаева.

Сам Развозжаев в заседании участвовал с помощью видеоконференцсвязи, поскольку находится в СИЗО Ангарска Иркутской области (он этапирован туда для расследования другого уголовного дела, о разбое — это инцидент 15-летней давности). Держа в руках медицинскую справку, Развозжаев сказал, что опасается за свою жизнь и безопасность, затем объяснил, зачем сделал это заявление ("Просто чтобы осталось для общественности и для суда") и выразил надежду, что по итогам сегодняшнего заседания общественность увидит: "Люди, преследуемые политически, выходят на свободу живыми". Он также заверил суд, что "обязуется взаимодействовать со следователями в правовом поле", и поблагодарил администрацию СИЗО, смягчившую ему режим до "частично постельного".

Адвокат Аграновский рассказал, что Развозжаев стал жаловаться на боли в ногах, в сердце, не может долго стоять. "Продление заключения под стражу с таким огромным количеством заболеваний, зная, что у нас сейчас зима, не лето, — это, можно сказать, пытки", — заявил его  коллега Денисов. А третий адвокат Развозжаева, Руслан Чанидзе, сообщил, что дело о разбое "обязано быть прекращено в ближайшие дни". У следствия, по мнению защитника, "нет основания дальше проводить расследование".

Однако по мнению представителя Генпрокуратуры Павла Филипчука, возможное закрытие дела о разбое не влечет за собой "отпадение" оснований для ареста Развозжаева и его продления. Если дело будет закрыто по нереабилитирующим обстоятельствам и в соответствующих документах будет указано, что преступление 15-летней давности совершил Развозжаев, это может послужить основанием для продления ареста, если "будут объективно установлены данные, которые могут свидетельствовать о том, что лицо может продолжить заниматься преступной деятельностью", пояснил прокурор.

Вынесение кассационного постановления под председательством Ларисы Поляковой заняло у коллегии около 5 минут.