Госдума на следующей неделе примет законопроекты президента Владимира Путина о судебной реформе. В думском комитете по госстроительству спешат — нужно дать судебному сообществу возможность подготовиться к работе по новым правилам после ликвидации Высшего арбитражного суда. Единороссы настаивают на "высокой степени проработки документов", но не исключают неконцептуальных корректив. Одну из них глава комитета Владимир Плигин назвал сразу после заседания.
Через полторы недели после того, как Владимир Путин внес в Госдуму три законопроекта, проясняющих будущее судебной системы, думский комитет по госстроительству одобрил их на своем заседании. Их прохождение через парламент окажется столь же стремительным, как и утверждение изменений в Конституцию, — рассматривать проекты в первом чтении депутаты намерены уже на следующей неделе, а поправки принимать — до 16 декабря. О намерении Госдумы принять документы во всех чтениях заявил сегодня и глава думского комитета по госстроительству, единоросс Владимир Плигин. По его словам, таким образом судейский корпус получит возможность "формировать, начинать работу, проводить организационные мероприятия" в связи с созданием "единого" ВС и упразднением ВАС. Ему вторил единоросс Владимир Поневежский: "Совершенно правильно принимать [законы] в таким темпе". С начала года начнут работать изменения в Конституцию, и [нужно] чтобы одновременно шло формирование нового ВС".
Суть новелл от Путина сводится к тому, что пока арбитражные суды сохраняются в прежнем виде, их финансирование будет осуществлять Судебный департамент при ВС. Работать "единый" ВС должен в Санкт-Петербурге, но если ВС "сочтет необходимым", разрешил Путин, то "может проводить заседания и в других местах", а также оставить в Москве свое представительство. Дату переезда ВС в Петербург законопроект не раскрывает, а лишь говорит, что ее определит президент по согласованию с ВС, до этого суд будет работать в Москве. Структура и полномочия нового ВС будет несколько отличаться от его предшественника. "Объединенному" ВС предстоит рассматривать не только дела, которые подсудны ВС сейчас, но и экономические споры. Всего в его состав будут входить 170 судей, которые будут распределены по семи коллегиям: апелляционной, по административным и гражданским делам, по уголовным делам, по экономическим спорам, военную коллегию переименуют в "коллегию по делам военнослужащих", и дисциплинарная коллегия для судей, недовольных решениями квалификационных коллегий (семь — из состава других коллегий). Последняя коллегия появится вместо Дисциплинарного судебного присутствия.
Глава думского комитета по госстроительству, единоросс Владимир Плигин неоднократно во время обсуждения проектов настаивал на высокой степени проработки документов. "Очень подробно описан его ["единого" ВС] статус, компетенция, компетенция председателя, формирования коллегий ВС, образование экономической коллегии. Все вопросы, которые должны быть решены в первом чтении, в законопроекте отражены", — убеждал он коллег. По его словам, замечания от ВС и ВАС ("вопросы о деятельности мировой юстиции и ряд других"), можно будет учесть ко второму чтению. "Это вполне редактируемые, учитываемые замечания", — заверил Плигин.
- Да у кого рука поднимется, — иронизировал депутат от ЛДПР Сергей Иванов, видимо, помня о том, как Госдума не стала ничего менять в законопроекте Путина об изменениях в Конституцию.
После заседания комитета Владимир Плигин сообщил об одной поправке, которая точно будет внесена в законопроект. На компенсацию в 12 ежемесячных денежных вознаграждений по последней должности (выплачивается в случае упразднения суда и отказа судьи от перевода на новое место работы) смогут рассчитывать судьи ВС и ВС, досрочно прекратившие свои полномочия в 2014 году, а не в 2013, как указано в президентском законопроекте.
Таким образом в этот список судей, которые не смогут рассчитывать на дополнительную компенсацию в 12 окладов, не попадают демонстративно ушедшие в отставку в октябре 2013 семь судей ВАС, заработавших право на пожизненное содержание.
Также Плигин настаивал на том, что "в законопроектах предлагается достаточно предметное регулирование порядка формирования кадрового состава ВС, точно урегулированы вопросы специальной комиссии, экзаменационной комиссии".
По задумке Путина, судьбу работающих судей ВС и ВАС определит закон "О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав ВС". Он поставил точку в споре депутатов и судей, предстоит ли последним заново экзаменоваться. Заново проходить испытания не нужно, гласит документ, но преодолеть конкурсный отбор через Специальную квалифколлегию, которая вместо ВККС займется подбором судей, нужно наравне с другими кандидатами. Те, кто не попадет в новую "вышку", лишатся полномочий с формулировкой "отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда". Обеспечивать работу СККС и Специальной экзаменационной комиссии будет Суддеп при ВС. Последующие составы ВС будут формироваться по обычному порядку: через ВККС и Высшую экзаменационную комиссию и президента.
- Я думаю, что обсуждать вопрос о том, принимать или не принимать законопроекты, в прошлом, — резюмировал единоросс Тамерлан Агузаров. — В принципе, очень подробно и досконально проработаны законопроекты. Особенно мне импонируют проект о Верховном суде, где абсолютно точно расписаны полномочия председателя, заместителей, конкретно обозначена деятельность всех коллегий.
- Призывать голосовать против, наверное, не имеет смысла, поскольку решение принято. Я выступаю против судебной реформы. Объединение судов негативно отразится на судебной системе, — обратился к коллегам Дмитрий Гудков, но развивать свою мысль не стал.
Коммуниста Вадима Соловьева смущали авральные темпы реформы: "Проводя такую серьезную реформу, меняя Конституцию, никаких серьезных аргументов в пользу ее проведения выдвинуто не было. Законопроекты сырые, непроработанные, вносятся с колес, — возражал он Владимиру Плигину, говорившему о хорошей проработке документов. — Куда мы спешим?"
Тему аргументации реформы пытался развить депутат от ЛДПР Сергей Иванов. "Все три законопроекта внесены президентом, хотелось бы, чтобы кто-то от президентской стороны был. Вы приглашали [полномочного представителя президента в Госдуме] Гарри Минха?", — поинтересовался он.
- Следующий вопрос, — отреагировал Плигин.
- К законопроекту много замечаний. Некорректно сначала писать в заключении о высокой степени проработки, а потом писать о замечаниях, — сказал Иванов.
Закончил дискуссию Владимир Плигин своими же словами о хорошей проработке документов. В результате голосами единороссов было решено советовать депутатам Госдумы 11 декабря принять эти законопроекты в первом чтении. Против этого голосовали коммунист Вадим Соловьев, Дмитрий Гудков, а депутат от ЛДПР Сергей Иванов за себя и коллегу Игоря Лебедева и эсера Александра Агеева воздержался.
С текстом законопроекта № 390470-6 "О Верховном Суде Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.
С текстом законопроекта № 390479-6 "О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.
С текстом законопроекта № 390478-6 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.