ПРАВО.ru
Интерправо
21 марта 2011, 11:59

Эксперты по авиационной безопасности выступают против уголовных расследований авиакатастроф

Эксперты по авиационной безопасности выступают против уголовных расследований авиакатастроф
Фото с сайта www.hoteliermiddleeast.com

Международные эксперты в области авиации проводят ускоренными темпами кампанию против уголовной ответственности за авиактастрофы после того, как французский магистрат на прошлой неделе заявил о необходимости привлечь к ответственности Airbus и Air France за катастрофу самолета, следовавшего рейсом Рио-Париж и разбившегося над Атлантическим океаном в 2009 году.

Самолет Airbus, принадлежащий Air France и следующий рейсом из Рио-Де-Жанейро в Париж, упал в Атлантический океан 1 июня 2009 года. В результате катастрофы погибли все 228 человек, находившихся на борту самолета. По версии следствия, одной из причин катастрофы стали неисправные датчики скорости. Официально причины падения лайнера установлены не были. Три операции по поиску черных ящиков не были успешными. Очередная попытка обнаружить записи, которые могут пролить свет на произошедшее, будет предпринята 20 марта.

Как ранее сообщало Право.ру, власти Франции начали уголовное расследование в отношении Airbus и Air France по обвинению в непредумышленном убийстве в связи с авиакатастрофой. Не исключено, что в расследовании будут фигурировать и руководители компаний. В компании Airbus, части European Aeronautic Defence & Space, заявили, что обеспокоены тем, что компанию сочли виновной еще до того, как были сделаны выводы о причинах катастрофы, что наносит существенный ущерб ее имиджу.

Неоднозначность криминализации ошибок в авиации станет предметом конференции по вопросам безопасности, которая состоится на этой неделе в Мадриде. Конференция, спонсируемая одной из организаций ООН, соберет специалистов в области авиации, а также еврорпейских и американских регуляторов. В центре обсуждения будет стоять вопрос о том, каким образом уголовные расследования и обнародование получаемой в ходе них конфиденциальной информации о катастрофах могут негативно сказаться на уровне безопасности в авиации, способствуя сознательному сокрытию ошибок и неполадок.

Повышение уровня безопасности полетов зависит от уровня анализа катастроф. Однако уголовные расследования бросают тень на тех, кто хочет добровольно участвовать в программах по анализу ошибок в авиации, отмечает глава практики по вопросам авиации в вашингтонской юрфирме Pillsbury Winthrop Shaw Pittman Кеннет Куинн. "Дело не только в том, что стало больше уголовных расследований, — говорит Куинн. — Но это все больше становится нормой, когда серьезная авария происходит в Европе."

В целом, эксперты по вопросам авиационной безопасности выражают беспокойство по поводу тенденции возлагать ответственность за катастрофы на пилотов, руководителей авиакомпаний, инженеров и друих специалистов. Причина подобного беспокойства связана, главным образом, с необходимостью разглашения защищенных данных о безопасности.

Международная организация гражданской авиации, часть структуры ООН, устанавливающая стандарты в области международной безопасности и правила для коммерческой авиации, пытается найти способы защиты информации и авиации. По словам г-на Куинна, одной из задач является осведомление судей и прокуроров об опасностях уголовных расследований с последующим разглашением данных.

В период между 1989 и 2009 было проведено 41 уголовное расследование по факту авиакатастроф по всему миру. По меньшей мере 20 расследований были проведены в течение последних 12 лет.