ПРАВО.ru
Зарубежная практика
2 апреля 2014, 21:38

Как министр довел английских адвокатов до забастовки

Как министр довел английских адвокатов до забастовки
Фото с сайта www.bbc.com

В Великобритании 31 марта солиситоры по уголовным делам и инспекторы, наблюдающие за поведением условно осужденных преступников, вышли на двухдневную забастовку против сокращений бюджета на юридическую помощь и против приватизации служб, занимающихся надзором за условно осужденными. В Англии и Уэльсе работают 35 пунктов инспекции, которые следят за исполнением условных наказаний и готовят отчеты для судов. Совместная забастовка против решения министерства юстиции вызвала остановку работы в судах Англии и Уэльса даже при том, что барристеры в ней участия не принимали, – на прошлой неделе они достигли соглашения с министром юстиции Крисом Грейлингом. Однако это уже не первая акция протеста юристов, и в предыдущих забастовках солиситоры и барристеры плечом к плечу шли против министерства юстиции. "Право.Ru" разбирается в истории конфликта.

Ежегодно на юридическую помощь правительство Великобритании выделяет около двух миллиардов фунтов (примерно 3,2 млрд), половина идет на уголовные дела, половина – на гражданские. Министерство юстиции предполагает сократить эти ассигнования на 215 млн фунтов ($344 млн). Согласно плану, зарплаты юристов в сложных дорогостоящих делах уменьшатся на 30%, а в остальных – на 18%. Контракты юристы по уголовным делам будут получать путем тендера, в котором победит тот, кто предложит наименьшую стоимость услуг. Как следствие, у подзащитных не будет возможности выбрать себе юридического представителя. В сфере надзора за условно осужденными тоже собираются провести изменения. Генеральный секретарь Национальной ассоциации инспекторов Ян Лоуренс раскритиковал проект министерства. "План правительства передать частникам 70% инспекции – необдуманный и непроверенный, – говорит он. – Это опасный социальный эксперимент, который приведет к сокращениям в сфере реабилитации и риску распада системы управления, что создаст опасность для общества".

Планы министерства юстиции вызывают опасения и недовольства и у юристов. Никола Хилл, президент Лондонской ассоциации солиситоров уголовных судов, убеждена, что желание министра сэкономить на системе юридической помощи может привести к катастрофе. "Риск, что невиновный попадет в тюрьму, может увеличиться до таких пределов, когда ночной кошмар станет реальностью, – предостерегает Хилл. – Случаи несправедливости по отношению к простым людям увеличатся, потому что граждане не смогут получить достойного адвоката". Мэтт Фут из Содружества правосудия того же мнения: "Из-за сокращений [ассигнований] пострадают все, кроме богачей, поэтому мы решили объединиться и дать отпор".

Лондонской ассоциации солиситоров меры, на которые идет правительство, не кажутся вынужденными. Ассоциация полагает, что они нанесут серьезный ущерб системе уголовного правосудия, потому что квалифицированные и опытные юристы покинут работу, оплачиваемую за счет госбюджета, и будут искать более выгодные места. По прогнозам ассоциации, многие юридические фирмы быстро пойдут ко дну, а другие будут заменять профессиональных и дорогих сотрудников менее квалифицированными и, соответственно, не таких дорогостоящих.

Акцию юристов поддерживали союзы правозащитников и общественные группы, такие как Liberty, Unite, The Howard League for Penal Reform, Coram Children's Legal Centre. Благотворительная организация Children's Society обратила внимание на то, что под удар попадут дети, юридическая помощь будет недоступна "самой уязвимой части молодежи", в том числе тем, кто страдает от домашнего насилия. "Если люди не смогут проконсультироваться с юристом из-за того, что все новые и новые юридические фирмы закрываются, – говорит глава организации Джиллиан Гай, – тогда катастрофические эффекты нововведений скажутся не только на тех, кому предъявлены обвинения, но на всем обществе". Правозащитные организации выразили мнение, что запланированные изменения подорвут международный авторитет всей судебной системы Великобритании.

Парламентарий Садик Хан, который считается теневым министром юстиции, не одобрил планы правительства и вызванный ими разрыв с юристами. "Возникла острая необходимость объединиться всем сторонам и посмотреть, можно ли добиться прогресса и избежать невосполнимого ущерба, перед угрозой которого оказалось правосудие нашей страны", – сетует он.

Восстановление Великобритании после экономического кризиса шло довольно медленно, и страна до сих пор не оправилась. "Во времена беспрецедентных финансовых проблем невозможно исключить правовой сектор из планов правительства использовать деньги налогоплательщиков наилучшим способом, – пытается объясниться Грейлинг. – Мы считаем, что такая политика должна отражаться на тех суммах, которые выплачиваются юристам. Квалифицированные специалисты будут так же доступны, как сейчас, а контракты будут заключаться только с теми, кто отвечает стандартам профессии. Состоятельные подзащитные, которые могут сами оплачивать счета за правовую консультацию и представительство, должны это делать. Наш проект [сокращения ассигнований] имеет целью разумно распределить деньги налогоплательщиков и никоим образом не повлияют на чьи-либо права на справедливое судебное разбирательство". 

"Мы тратим два миллиарда фунтов ежегодно, и у нас одна из самых дорогих систем юридической защиты в мире, даже после реформы она останется весьма щедрой, – говорит официальный представитель министерства. – Последние цифры показывают, что в прошлом году более 1200 барристеров работали на оплачиваемой из налогов полноценной работе и получили 100 000 фунтов (около $160 000) за год в виде гонораров, при этом шесть барристеров получили более 500 000 фунтов каждый. Мы абсолютно согласны, что юристам должны справедливо платить за их работу, и уверены, что наши предложения направлены как раз на это".

Юристы, однако, ни с приведенными цифрами, ни с оптимистичными прогнозами не согласны. Это уже третья забастовка за этот год, но и предыдущий год не встретил планы правительства спокойствием и молчанием. Идея сокращения ассигнований юридической помощи возникла у министерства юстиции еще в апреле 2013 года, а тем же летом юристы устроили забастовку. В январе 2014 года они снова вышли к зданию министерства с плакатами. Такие акции прошли не только в Лондоне, но и в других крупных городах Англии и Уэльса. В суде Old Bailey (главный уголовный суд Лондона) присяжные удалились обдумывать вердикт по делу о терроризме, оставив за собой пустой зал, потому что из-за протестов, кроме судьи, никто не явился. Судья Джеральд Гордон смущенно пожал плечами перед удивленными присяжными: "Как видите, я сегодня в гордом одиночестве". Ассоциация адвокатов по уголовным делам сообщила о массовой неявке в судах Лондона, Манчестера, Ливерпуля, Бристоля, Винчестера и других городов: юристы отказывались работать за почасовую оплату ниже минимального уровня зарплаты по стране (также в пересчете на часы).

7 марта 2014 года состоялась еще одна акция протеста, в которой, как и в предыдущих, приняли участие юристы, работающие в сфере уголовного права – и солиситоры, и барристеры. А вот 31 марта и 1 апреля барристеры на забастовку уже не вышли, поскольку добились соглашения с министерством юстиции. Грейлинг согласился отложить принятие наиболее масштабных мер, касающихся барристеров, до 2015 года, когда цифры, скорее всего, будут пересмотрены, но рассчитывает к 2018–2019 годам полностью воплотить программу сокращения ассигнований на 215 миллионов фунтов.

Садик Хан поддержал соглашение между барристерами и Грейлингом, хотя и счел его недостаточным. "Это никак не поможет преодолеть серьезные опасения, что те, у кого есть доступ к правосудию сейчас за счет финансируемой государством юридической помощи, не лишатся его в будущем, – предостерегает парламентарий. – Сохранение зарплат некоторых барристеров до следующих генеральных выборов не решает проблемы недостатка юридической помощи в стране".

"Решение Грейлинга разделить юристов и властвовать – это смелый шаг" – так оценила шаг министра накануне забастовки солиситоров и инспекторов Никола Хилл.

Несмотря на то что сделка была заключена, некоторые барристеры грозились поддержать младших братьев по профессии. Генри Блэкслэнд из содружества "Королевские адвокаты" высказался решительно: "Я и другие барристеры поддерживаем первоапрельские протесты. Ассоциация адвокатов по уголовным делам проигнорировала призывы многих ее членов поддержать солиситоров и инспекторов в их акции и вместо этого заключила сделку с Грейлингом, не посоветовавшись с членами ассоциации. Мы продолжим объединять силы во имя правосудия, и вместе мы будем бороться против сокращений ассигнований на юридическую помощь".