ПРАВО.ru
Законодательство
8 сентября 2020, 16:27

Кабмин одобрил законопроект о контролирующих финансовые организации лицах

Документ был внесен в Госдуму в феврале этого года группой депутатов во главе с вице-спикером Ириной Яровой.

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности поддержала инициативу, направленную на защиту прав и законных интересов граждан и государства на рынке финансовых услуг. Об этом сообщила пресс-служба заместителя председателя ГД Ирины Яровой.

«Законопроектом впервые устанавливается четкая и понятная процедура признания лица контролирующим страховую, кредитную организацию либо негосударственный пенсионный фонд, а также вводятся дополнительные меры по укреплению финансовой дисциплины», – сообщила Яровая.

По ее словам, главная цель документа – оперативное наложение обеспечительных мер против неправомерных финансовых операций и злоупотребления в отношении имущества и финансовых ресурсов граждан и государства. При этом такие меры будут использоваться только тогда, когда речь идет о признаках преднамеренного банкротства, отметила вице-спикер.

Кроме того, впервые дается законодательное определение контролирующего лица, что необходимо для понимания контроля финансовой дисциплины, полномочий и процедур принятия решений, влияющих на финансовое состояние организации.

Банк России получит возможность формировать перечень контролирующих лиц и оперативно уведомлять их о включении в такой перечень, пояснила Яровая. В строго установленных случаях при наличии признаков преднамеренного банкротства ЦБ сможет предпринять к контролирующим лицам комплекс упреждающих мер по недопущению вывода активов из оборота.

По ее словам, законопроектом уточняются процедуры подачи в суд заявлений о привлечении контролирующих финансовую организацию лиц к субсидиарной ответственности.

Ранее вице-спикер заявляла, что разработка этого законопроекта продиктована сложностью судебных процессов, связанных с сокрытием контролирующими лицами своего имущества при их привлечении к субсидиарной ответственности, и последующей невозможностью исполнения судебных актов в части реализации имущественных требований.

«Расширение полномочий ЦБ в отношении финансовых организаций, безусловно, эффективно, поскольку именно регулятор обладает наибольшими возможностями контроля в отношении финансовых организаций», – отметил Валерий Еременко, партнер, руководитель судебно-арбитражной практики Адвокатское Бюро ЕПАМ Адвокатское Бюро ЕПАМ Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры - high market) группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Комплаенс группа Международный арбитраж группа Морское право группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Страховое право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Экологическое право группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Недвижимость, земля, строительство группа Природные ресурсы/Энергетика группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) 1место По выручке 1место По количеству юристов 3место По выручке на юриста Профайл компании .

С ним согласен и старший партнер Pen & Paper Валерий Зинченко. По его словам, предложенная инициатива может серьезно осложнить действия недобросовестных банков по выводу активов и преднамеренному банкротству, поскольку появится новая процедура, которую кредитные организации будут обязаны соблюдать, а у ЦБ появится контроль за составом контролирующих лиц.

Ведение Центробанком перечня контролирующих лиц – мера правильная, ведь сейчас это определяет суд на основании большого количества субъективных критериев, причем судебная практика складывается далеко не в пользу контролирующих лиц, указал Еременко. Он предположил, что в случае несогласия лица включение в такой перечень можно будет оспорить.

Между тем обозначенные критерии признания лица контролирующим «более чем расплывчаты». «Предполагается учет некого «мнения» федерального органа по борьбе с отмыванием денег при принятии ЦБ решения о том, является ли то или иное лицо контролирующим или нет. Как правило, такого рода неурегулированные «мнения» могут становиться серьезным рычагом для злоупотреблений», – отметил Зинченко. 

По мнению руководителя банковской практики КИАП КИАП Федеральный рейтинг. группа Страховое право группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры - mid market) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Комплаенс группа Международный арбитраж группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Банкротство (споры mid market) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Недвижимость, земля, строительство группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Уголовное право Профайл компании Романа Суслова, формулировка о том, что для обеспечительных мер достаточно минимально необходимой достоверности и обоснованных предположений, может привести к несбалансированной судебной практике, когда вместо реальных бенефициаров арест произойдет в отношении активов фиктивных контролирующих лиц.

При этом юристы не исключают и «лазейки», которые позволят недобросовестным контролирующим лицам вывести активы из организации. Например, указывает Суслов, под предварительные обеспечительные меры могут не подпасть иные категории имущества, в том числе движимое, права требования, интеллектуальные права и т. п. Кроме того, определение об обеспечительных мерах обычно затруднительно привести в исполнение за рубежом, пояснил эксперт.

Законопроект № 909987-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ответственности лиц, контролирующих финансовую организацию».