ПРАВО.ru
Практика
13 июля 2022, 14:24

ВС решил спор о возможности уступки прав по договору аренды

В Верховном суде краснодарским чиновникам удалось доказать: в долгосрочном договоре аренды земельного участка, заключенном по результатам торгов, можно прописать условия о запрете передачи прав по такому договору.

Департамент имущественных отношений Краснодарского края и «Фонд государственного имущества Краснодарского края» провели торги на право заключения договора аренды земельного участка на срок более чем пять лет. Один из пунктов проекта договора предусматривал запрет арендатору уступать права по договору и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Антимонопольная служба признала такие условия недопустимыми и потребовала изменить проект соглашения.

Обогатиться на аренде и изъять квартиру: позиции ВС о недвижимости

Департамент обжаловал решение и предписание УФАС в судебном порядке (дело № А32-37905/2020). Суды согласились с тем, что такое условие в проект договора включать нельзя, потому что право на передачу прав и обязанностей по договору нельзя ограничить.

В Верховный суд с жалобой на это решение обратились как Департамент с Фондом, так и победитель торгов, Агрокомплекс «Успенский». Все заявители настаивали: п. 7 ст. 448 ГК устанавливает запрет на уступку прав и перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора, если в соответствии с законом заключение такого договора возможно только путем проведения торгов. По их мнению, возможность уступки прав по заключенным на торгах договорам позволит лицам, в отношении которых ограничено участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, приобретать право аренды на земельные участки без проведения торгов. «Данная возможность позволит приобрести право аренды на земельные участки лицам, не имеющим статуса крестьянского фермерского хозяйства, а также не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства», – объяснили заявители.

Судьи экономколлегии рассмотрели спор, отменили решения нижестоящих судов и приняли новое. Они признали недействительными решение и предписание в части, касающейся спорного условия проекта договора о запрете арендатору уступать права по договору и осуществлять перевод долга по обязательствам. Таким образом, ВС признал: такой запрет можно прописать в договоре.