В 2015 году компания «Касис» закончила спор со своим заемщиком «Бау Микс» мировым соглашением, но не исполнила его. Спустя два месяца после просрочки «Касис» поспешила продать единственный ценный актив компании — земельный участок в Новгородской области площадью 300 000 м². Его передали в собственность Галины Касьяновой, учредителя и директора фирмы. В это же время она продала бизнес, а затем переписала участок на внучку. Через год участок уже был в руках третьего лица.
В 2017 году «Бау Микс», так и не получив долг, захотел обанкротить «Касис» (№ А40-65516/2017). В процессе суд признал сделку по отчуждению участка ничтожной, с Касьяновой взыскали его стоимость — 80 млн руб. Это стало причиной ее банкротства (дело № А40-119798/2020).
Требование компания продала на торгах за 3,6 млн руб. А через месяц управляющий вновь потребовал привлечь Касьянову, ее внучку и нового учредителя компании, но уже к субсидиарной ответственности.
Три инстанции поддержали иск, но Верховный суд направил дело на новое рассмотрение. Он напомнил, что при передаче долга фирма уступила и субсидиарное требование к Касьяновой, если иное прямо не согласовано сторонами. Но суды не изучили этот момент, не оценили законность торгов и приняли необоснованные решения. Все это важно учесть при новом рассмотрении спора, указал ВС.