ПРАВО.ru
Новости
12 марта 2014, 21:00

93 года назад был принят декрет ВЦИК и СНК о высшем судебном контроле

93 года назад был принят декрет ВЦИК и СНК о высшем судебном контроле
Судебное заседание народного суда в г. Слободском. Примерная дата съемки 1918-1920 гг. Фото с сайта slobodskoy.kir.sudrf.ru

12 марта 1921 года в газете "Известия" был опубликован Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и Совета Народных Комиссаров (СНК) "Положение о высшем судебном контроле". С этого законодательного акта начался активный период советской судебной реформы после окончания основных сражений Гражданской войны 1917−1922/1923 годов. 

Впервые организация органа высшего (Верховного) судебного контроля, обеспечивающего единообразие кассационной практики, была предусмотрена Декретом о суде №2 от 22 февраля 1918 года. Однако Верховный судебный контроль, в состав которого должны были входить "представители областных народных судов по избранию этих судов на срок не свыше 1 года с правом отзыва как со стороны окружных судов, так и Советов и переизбрания", так и не был создан. 

В Положение о высшем судебном контроле от 10 марта 1921 года о "представителях народных судов" речи уже не шло. Этот законодательный акт отсылает к декрету ВЦИК от 21 октября 1920 года, в котором в примечании к пункту 84 устанавливалось, что право высшего контроля над приговорами и решениями народных судов и советов народных судей принадлежит Народному комиссариату юстиции (НКЮ) и определяется особым положением. И вот, спустя 5 месяцев, оно появилось на свет, подписанное 10 марта 1921 года Председателем ВЦИК Михаилом Калининым и председателем СНК Владимиром Ульяновым (Лениным). 

Положение предусматривало централизованную форму судебного контроля (надзора). На НКЮ в целях "установления правильного и единообразного применения всеми судебными органами законов Р.С.Ф.С.Р. и соответствия их деятельности с общими направлениями политики Рабоче-Крестьянского Правительства" возлагались общий надзор "за деятельностью означенных органов и преподание им руководящих разъяснений и указаний по действующему советскому праву", признание не имеющими законной силы приговоров или решений судебных органов Р.С.Ф.С.Р., хотя и вступивших в законную силу, но "по изложенным в ст. 2-й сего положения основаниям требующих пересмотра", а также разрешение вопроса о возобновлении судебных дел в виду вновь открывшихся обстоятельств, независимо о того, каким органом Республики эти дела были рассмотрены. 

В ст. 2 Положения изложены основания для признания приговоров или решений судебных органов не имеющими законной силы. К ним законодатель отнес "явное нарушение или неприменение узаконений советской власти", принятие судебными органами к своему производству дел, не подлежащих судебному разбирательству (земельные споры, вопросы общих мероприятий советской власти и т.п.) и "явное противоречие приговора или решения суда руководящим началам советского законодательства и общей политики Рабоче-Крестьянского Правительства". 

Вопросы о признании приговоров или решений судебных органов не имеющими законной силы НКЮ мог рассматривать по заявлению центральных и областных органов советской власти или губернских исполкомов Советов депутатов, а также по инициативе самого комиссариата. 

Возобновление дел в виду вновь открывшихся обстоятельств допускалось в случаях открытия новых, "не имевшихся в виду суда доказательств невиновности осужденного", установление по суду ложности свидетельских показаний или подлога документов, на которых основаны приговор или решение, а также установление по суду корыстных или недобросовестных действий, допущенных кем-либо из состава суда при рассмотрении данного дела. 

Институт пересмотра вступивших в законную силу приговоров и решений в порядке судебного надзора со временем не раз видоизменялся. Так, например, создание в 1923 году Прокуратуры СССР, расширение полномочий Верховного Суда СССР и организация в 1934 году Судебно-надзорной коллегии Верховного Суда СССР привели к расширению круга должностных лиц, имеющих право принесения протестов. Такие права были предоставлены прокурору СССР, Председателю Верховного Суда СССР. Полномочия на пересмотр решений в порядке надзора были предоставлены Судебно-надзорной коллегии, Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда СССР и Пленуму Верховного Суда СССР. 

Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик от 16 августа 1938 года внес значительные изменения в существовавший порядок судебного надзора. В силу ст. 16 этого Закона судебные решения и определения, вступившие в законную силу, могли быть опротестованы только Прокурором СССР, Прокурором союзной республики, Председателем Верховного Суда СССР, Председателем Верховного суда союзной республики. Право рассмотрения протеста на вступившие в законную силу судебные решения было предоставлено лишь судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда союзной республики. Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда СССР. 

Централизованная система проверки законности и обоснованности приговоров, решений, определений и постановлений судов в порядке судебного надзора была изменена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 года. Право пересматривать в порядке надзора вступившие в законную силу судебные постановления получили вновь созданные президиумы Верховных Судов союзных и автономных республик, областных, городских (Москвы и Ленинграда) судов и судов автономных областей. Был расширен и круг лиц, имеющих право приносить протесты в порядке надзора. Некоторые изменения в институт судебного надзора были внесены Положением о Верховном Суде СССР, утвержденным Верховным Советом СССР 12 февраля 1957 года, другими законодательными актами. В таком виде этот институт сохранялся на протяжении существования СССР.

С текстом декрета "Положение о высшем судебном контроле" можно ознакомиться благодаря проекту "Наука права".